Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты
Места памяти


А.Н. Талапин

«РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ»: СУДЬБА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ В ОМСКЕ

 

Скачать презентациею к статье  в формате ppt >>>

Для оценки каких-либо сознательных перемен, особенно в такой тонкой сфере, как культура, важны их мотивы, цель и ожидаемый результат, измеримый в реальных единицах. Ведь любое изменение означает и потери: невосполнимые или несущественные, компенсируемые новым состоянием. При этом музеи образовательных учреждений оказываются самыми беззащитными. При ликвидации любого музея используется стандартный набор мотивов. Здесь уровень музея: государственный, муниципальный, общественный – не имеет значения. Доминирующим мотивом может быть идеология или экономика. Для музеев учебных заведений аргументом могут быть интересы образовательного процесса.

История бывшего школьного музея глухих детей – пример полной физической ликвидации, вплоть до уничтожения коллекции. Процесс уничтожения был фактически увязан с образовательными и хозяйственными интересами. В мае 2018 г. в Омске были объединены две адаптивные школы-интерната – №7 на ул. 18-й Амурской и №19 на ул. 21-й Амурской (вторая поглотила первую). Министр образования Т.В. Дернова пояснила, что сделано это «в целях совершенствования системы адаптивного образования», что дети будут заниматься по новым методикам коррекционной работы. С хозяйственной точки зрения реорганизация должна была позволить «устранить диспропорции в эксплуатации зданий», а также «оптимизировать систему управления и имущественный комплекс» [1]. Диспропорции заключались в том, что обе школы рассчитаны на 200 учеников каждая, однако в одной по факту училось 112, а в другой – 278.

Областной кабинет министров без замечаний поддержал предложение Т.В. Дерновой, однако реорганизация, а на деле – поглощение одним административно-хозяйственным субъектом другого не была увязана с обязательствами нового руководства в отношении музея ликвидированной школы. Директор объединённой школы Г.А. Зарубина посчитала, что может свободно им распорядиться, в результате большая часть бывшего школьного музея глухих детей была выброшена в буквальном смысле на помойку и утилизирована вместе с мусором.

Уникальность уничтоженного музея заключалась в том, что в нём были представлены материалы, показывавшие историю обучения глухих детей в России (копии с 1806 г. и оригиналы с 1906 г.) и Омске (начиная с 1927 г.). Это был единственный подобный музей в нашем городе (и в России таких школьных музеев немного). Формально музей существовал с 2002 г., когда благодаря инициативе учителя Л.Б. Чеснаковой и с одобрения директора школы №7 Н.В. Максименко для него было выделено помещение и оформлена экспозиция на средства от выигранного гранта городской администрации (конкурс социальных проектов «Добрый город», проект «Музей истории глухих города Омска») [2]. Экспозиция включала 16 больших стендов, 4 горизонтальные витрины, коллекцию портретов сурдопедагогов, а также рисунки и картины, написанные глухими учениками (в экспозиционных рамах), телевизор для демонстрации фильмов и т.п.

Не только российские, но и иностранные гости – представители европейских обществ глухих посещали музей. Однако, после того как инициаторы создания музея ушли из школы, а затем и из жизни (в 2011 г. не стало Л.Б. Чеснаковой, в 2013 г. – Н.В. Максименко) с 2006 по 2016 гг. музей открывался только для разовых экскурсий. В 2016 г. экспозиция была разобрана и снесена в кладовку по распоряжению директора Т.П. Кульченко, откуда и была выброшена новым школьным руководством (Г.А. Зарубиной) спустя два года. Это стало логическим завершением процесса десистематизации школьного музейного комплекса.

Лишь благодаря А.А. Королёву, история семьи которого тесно связана с историей школы №7 (его мама и бабушка работали в ней, а мама ещё и была выпускницей), часть коллекции музея – фотографии и альбомы была спасена. А.А. Королёв является членом правления Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ОРО ОООИ ВОГ). Трудится он в ОГОНБ им. А.С. Пушкина и по совместительству – специалистом по работе с инвалидами по слуху упомянутой общественной организации. Также занимается изучением истории глухих и вначале временно присоединил спасённые материалы к личной коллекции документов, а впоследствии передал их ОРО ОООИ ВОГ.

В январе 2020 г. сменилось руководство ОРО ОООИ ВОГ. Вместо четверть века занимавшего свой пост А.В. Комсюков руководителем была избрана Рожковская Елена Константиновна. 

Как серьёзный исследователь, давно занимающийся поиском и изучением материалов по истории глухих, А.А. Королёв был назначен руководителем (на общественных началах) нового структурного подразделения ОРО ОООИ ВОГ – «Центра изучения истории глухих Омского региона» (ЦИИГОР). Здесь он разместил спасённые им материалы школьного музея и в дальнейшем планирует составить из них небольшую экспозицию (в 2020 г. этим планам помешала пандемия COVID и личные, семейные обстоятельства). Таким образом, для части экспозиционных материалов уничтоженного уникального омского музея история обрела свой счастливый конец.

Хозяйственная «перспективность» музеев не очевидна, а у музеев учебных заведений и вовсе отсутствует. Они потребляют больше измеримых ресурсов, чем могут принести, а административно целиком зависят от учредителя – учебного заведения, которое зачастую музейных норм не знает, и считаться с ними не собирается. Ответом может быть лишь неравнодушие всех заинтересованных в сохранении памяти, овеществлённой в музеях, однако последнее слово всегда остаётся за администрацией.


Список литературы

1. Фомина М. В Омске объединяют две школы-интерната [Электронный ресурс] // Newsomsk.ru – новостной портал города Омска : [сайт]. – URL: https://newsomsk.ru/news/73611-v_omske_obedinyayut_dve_shkol_internata/ (дата обращения: 20.03.2019).

2. Чеснакова Л. И оживает история... // Вечерний Омск. – 2002. – 6 сент.

 

Талапин Анатолий Николаевич – старший научный сотрудник Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, кандидат исторических наук, доцент.

 

    

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»