Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты
Места памяти


Раздел развивается при финансовой поддержке
РГНФ, проект № 12-01-12040в «Информационная
система "Культурные ресурсы Омской области"»

 

П.А. Ремнев

старший научный сотрудник, СФ РИК

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ МАСС-МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВ КУЛЬТУРЫ 


Среди функций СМИ, одну из важнейших, наряду с коммуникационной, организаторской, идеологической, исследователи выделяют культурную, – по сложившейся традиции, «культурная» роль средств массовой информации заключается в распространении культурных ценностей, воспитании толерантности и всестороннем развитии человека1. Кроме того, это и образовательная, познавательная и, в конце концов, тоже воспитательная функции, – такого мнения придерживаются теоретики журналистики2. Однако, безусловно, журналисты в своей каждодневной практической деятельности, вряд ли руководствуются отвлеченными теоретическими постулатами. В коридорах редакций редко говорят о необходимости «просвещать», куда больше разговоров об «информационной политике» издания, «выполнении заказа», будь он политическим, идеологическим или даже социальным. В конце концов, личные предпочтения конкретного репортера куда больше влияют на конечный результат его работы, чем сформулированные теоретиками абстрактные задачи журналистики. Кроме того, СМИ необходимо как можно быстрее реагировать на настроения общества, что приводит к конкуренции за читателя (зрителя, слушателя) между изданиями, и, как следствие, – упрощение редакционной политики, ориентация на самые простые и вызывающие сильнейшие чувства материалы.

Кроме того, не требует подтверждения тот факт, что СМИ, особенно разделенные по политическому признаку на «проправительственные» и «оппозиционные» активно включены в дискурс повышения субъективности, который связан не столько со стремлением обеспечить информирование, а под видом информационности или аналитики обеспечить воздействие на общественное сознание и массовую психику. Таким образом, посредством выражений, литературных приемов, несущих в себе определенное содержание, модулируется психологическое состояние аудитории, формируются образы, как идеологические конструкции, которые воспринимает, перерабатывает, делает «своими» массовое сознание. А потом оперирует ими. Таким образом, СМИ создают масштабное коммуникативное поле, в котором живут все россияне, а шире, – и весь мир. И создание образов, которыми может оперировать общественное сознание, и сознание каждого отдельного человека, – заслуга, прежде всего, средств массовой информации. Такие образы необходимы с точки зрения диалога, – чтобы полноценно общаться друг с другом, людям необходим какой-то общий язык, некий набор общеупотребляемых терминов, фактов, образов, стереотипов.

Кроме того, как проводник, транслятор, субъект коммуникации, СМИ имеют возможность не только выбирать, какой аспект события освещать, самостоятельно выбирая информационные поводы, но и вносить личностные оценки, которые зачастую определяют восприятие, создавая и трансформируя образы того или иного события, ситуации, государства, этнической или социальной группы, профессии и т.д.

Особенно ярко практика создания образов сформировалась и проявилась во время «социалистического» периода в развитии СМИ. В СССР определяющим критерием для средств массовой информации была партийность, – она превалировала над объективностью. Кроме того, не было конкуренции, а, следовательно, была сведена к минимуму событийность в репортажах СМИ. Других точек зрения не было, в итоге, работа прессы была направлена на создание такого дискурса, который бы подавлял свободу личности и формировал тоталитарный тип сознания, принимающий как должное существующий режим. И как показывают данные социологических исследований, этот дискурс оказался очень живучим. По результатов опросов, проведенных в 2004 году, оказалось, что значительная часть населения скучает по временам «брежневской стабильности»3. Это как раз и имеет прямое отношение к образу, сформированному СМИ и историками. Контрастное восприятие – противопоставление сегодняшнего периода, перенасыщенного событиями, и тех лет, когда казалось, не происходило ничего, по факту, являются борьбой ментальных конструктов, созданных СМИ сегодня и в прошлом веке по указанию КПСС. На практике оказывается, что времена так называемого «застоя» были богаты на резонансные события, не меньше, чем сегодня, – это и война в Афганистане, и ввод войск ОВД в Чехословакию.

Более того, образы могут трансформироваться, под влиянием политических, экономических, социальных условий. Возьмем трансформацию национальной культуры. К примеру, в СССР северокавказская культура воспринималась не так как сейчас. Главными атрибутами ее образа были «хлебосольность», «гостеприимство», «любвеобильность». И такой образ действительно сформировался, главным образом, за счет замалчивания государственными СМИ фактов конфликтов, в том числе, межнациональных. Так, например, в 1958 году в Грозный даже вводили войска, для того, чтобы прекратить массовые беспорядки, переросшие в политический протест. Однако, несмотря на эти факты и продолжающиеся во второй половине ХХ века, межнациональные конфликты, образ, сформированный положительными репортажами, был устойчивым и практически, непоколебимым. Теперь же в ходе зачастую неосознанных (а еще чаще, – осознанных) усилий СМИ, главными атрибутами северокавказской культуры, становится «конфликтность», «неграмотность», «наглость». Во многом, СМИ привлекают внимание к противоправным актам, которые совершают в российских городах выходцы из северокавказских республик, подчеркивая сплоченность представителей этой этнической группы и враждебность традиционной для этих мест культуре. К примеру, недавняя стрельба гостей дагестанской свадьбы в центре Москвы немедленно была объявлена некоторыми СМИ (с молчаливого согласия остальных) как одна из северокавказских традиций. Эти утверждения были восприняты без сопротивления, так как не шли вразрез с уже сформировавшимся образом. И наоборот, заявлениям официальных лиц, которые уверяли, что таких традиций уже давно нет ни в одной из северокавказских республик, никто не поверил.

Исследователи выделят несколько групп эмоций, к которым чаще всего обращаются пресса при конструировании образов. Например, СМИ активно формируют эмоции отвращения – возмущения. Когда что-либо вызывает упомянутые выше эмоции, мы стремимся либо максимально удалить/ться от объекта, или изменить его, чтобы он перестал быть нам отвратителен. Поэтому СМИ зачастую формирует негативные образы на основании указаний о неполноценности или инаковости каких-либо социальных групп. К таким относятся, например, молодежные субкультуры, от готов до анимешников. СМИ используют соответствующую лексику и литературные приемы, чтобы создать такой образ, который бы явно или подспудно вызывал бы отвращение у аудитории. Например, склонность к пьянству, наркомании, случайным половым связям, – словом, всему тому, что идет вразрез с общепринятыми моральными нормами. Отвращение может быть направлено на идею или на личность, а сопряженное с гневом, может быть очень опасным, поскольку гнев способен вызвать «нападение», а отвращение – желание отделаться от объекта, вызвавшее этот комплекс переживаний.

«Презрение», как еще одна используемая эмоция апеллирует к психологической готовности любого человека или группы к встрече с опасным противником. Описываемые СМИ ситуации, которые продуцируют «презрение» – те, в которых аудитория, сравнивая себя с объектом описания, ощущает собственное превосходство (как правило, интеллектуальное или моральное). «Презрение», отмечают исследователи, – основная эмоция во всех видах предрассудков, включая расовые, побуждающая агрессию. Из-за этих характеристик «презрение» может стать мотивом убийств, вплоть до геноцида. Следует отметить, что при создании образов, превалируют оценочные суждения, либо трактующие события, как неизбежные4.

Национализм, даже шовинизм, таким образом, становится дискурсом, в который вписывается агрессивный нарратив, так называемый «язык вражды», который используется для того, чтобы, возбудить у аудитории чувства неуважения, презрения и отвращения и сформировать соответствующий образ.

С другой стороны, создание положительных образов, – часто дается труднее. Для создания положительных образов, журналисты используют «язык дружбы». Во-первых, «сочувствие». Человек, на которого рассчитан информационный или аналитический материал, должен узнавать себя в герое репортажа, что приводит к сопереживанию, олицетворению себя и героя и, как результат, положительному восприятию образа, транслируемого в репортаже. Во-вторых, подчеркивается принадлежность героя к какой-либо социальной группе, вызывающей у аудитории наибольшее эмоциональное переживание. Например, ветераны Великой Отечественной войны или дети – сироты.

Впрочем, создать положительный образ намного сложнее, чем отрицательный, такие усилии зачастую дают обратный эффект. Пропаганда, ведущаяся грубо, «в лоб» вызывает отторжение, а при многократном повторении, – провоцирует отвращение к объекту пропаганды. Например, усиленной пропагандой русской народной культуры, поддерживаемой на всех уровнях государства, от муниципалитетов до федеральной власти, и неумелое, топорное навязывание средствами массовой информации приводит к отвращению, которое в свою очередь становится первой эмоцией, определяющей «негативный заряд» образа. Например, Постановление Правительства РФ, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», предусматривающее «утверждение гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах людей, особенно в тесной связи с интересами государства, общества, отдельной личности; активное использование элементов данного направления воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; ….. при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно ключевых министерств и ведомств, таких, как Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство обороны РФ, МВД, ВВ, ФСБ и др.»5, должно наоборот способствовать усилению патриотических настроений, однако неправильно транслируемое, играет, наоборот, на дискредитацию образа государственной власти, а конкретно, – чиновников.

Кроме того, образы культуры, формируемые в СМИ, очень сильно разнятся, в зависимости от региона, это зависит и от международных отношений, экономической, социальной ситуации, присутствия иных этнических групп, помимо русских, как доминирующей нации. Так, например, на Дальнем Востоке сильно китайское влияние, хотя бы за счет тесных экономических отношений с КНР и многочисленной диаспоры. А в глазах, к примеру, жителей европейской части России, «Дальний Восток уже давно населен исключительно китайцами» – еще один образ, сконструированный СМИ, использующими тему «желтой угрозы». Часто журналисты не осознают, что своими материалами, возможно, дестабилизируют политическую и социальную обстановку, они руководствуются аудиторным спросом, – который диктует им писать на те темы, которые вызывают наибольший резонанс, и как результат – высокие рейтинги.

В этой ситуации профессиональное медиа сообщество оказывается невольным заложником «желтых тем», «чернухи», скандалов и псевдонаучных изысканий, из-за чего подвергается критике экспертов и части общественности. Впрочем, по одной из теорий, СМИ – это зеркало общества, которое отражает все, что происходит в нем, и плохое, и хорошее. А на зеркало, как известно, нечего пенять.


Примечания

1 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. – С. 28.

2 Корконосенко С.Г. Базы теории журналистики. – СПб., 2002. – С. 51.

3 Российская идентичность в социологическом измерении // Институт социологии Российской академии наук [сайт]. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Ident0.html (дата обращения: 19.11.2012).

4 Дзялошинский И.М. Роль СМИ в формировании образа «Другого» // Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» [сайт]. URL: http://mic.org.ru/index.php/1-nomer-2012/76-1-dzyaloshinsky (дата обращения: 27.10.2012).

5 Останков В.И., Лутовинов В.И. Место и роль СМИ в формировании духовности и патриотизма в российском обществе // Flotcom [сайт]. URL: http://flot.com/publications/books/shelf/safety/19.htm?print=Y (дата обращения: 27.10.2012).

 

 


© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»