Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты




В.Н. Маркевич

Омский строительный колледж

Руководитель ‒ Олег Петрович Пащенко

ТАЛБАКУЛЬ – СЕЛО СТАРИННОЕ

(страницы истории села Талбакуль Колосовского района Омской области)


В последнее время – в нашей стране усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. В Омском строительном колледже восемь лет работает студенческий краеведческий кружок «Искатель». Данный проект разработан в рамках программы кружка, посвященной изучению истории населенных пунктов и местностей Омского Прииртышья.

Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственного и патриотического воспитания молодежи. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Наш проект призван восполнить пробелы в историческом знании, уточнить отдельные спорные вопросы и даты в истории малой родины.

Почти триста лет прошло с тех пор, как выходцы из Ложниковского погоста, что вблизи уездного города Тара, передвигаясь в поисках удобных для ведения хозяйства земель вверх по течению Оши, осели на берегах большого красивого озера, которое на языке местных аборигенов татар носило название Талбакуль. Невыясненным остается перевод этого слова с татарского языка на русский. Одни исследователи считают, что до появления здесь русских поселенцев, на берегах озера жил татарин по имени Талба или Толба. Другие переводят название как озеро, окруженное тальником (ивами). В современной Энциклопедии Омской области Талбакуль переводится как «тихое спокойное озеро» [1]. Во всяком случае, название озера дало название поселению.

Не менее важным является вопрос о времени появления на карте Сибири поселения с именем Талбакуль. В ряде источников, в том числе таких авторитетных как Энциклопедия Омской области, датой основания Талбакуля называется 1866 г. [2]. Дата эта не выдерживает никакой критики. Авторы Энциклопедии заимствовали ее из Списка населенных мест Сибирского края [3].Сведения о дате основания сибирских деревень, приведенные в этом Списке, давно и безнадежно устарели. Тем более в широко известной работе омского историка и краеведа профессора А.Д. Колесникова «Омская пашня…» есть упоминание о том, что ревизией 1782 г. записана «новая деревня над озером Талбакуль» [4].

В Тобольском архиве хранятся материалы IV‒X ревизий Тобольской губернии (ревизские сказки) за 1782–1858 гг., содержащие ценную информацию о численности и составе населения края. Ревизской сказкой 1782 г. Тобольской губернии в деревне над озером Талбакуль отмечено семь крестьянских семей ‒ Ивана Балыкова, Якова Кубрина, Данилы Ставскова, Ивана Ватулина, Ивана Екимова, Ивана Корючина и Нестера Нагаева: всего 32 души мужского и 37 душ женского пола [5]. Причем в ревизии нет упоминания о том, что Талбакуль «деревня новозаведенная», значит, она возникла между 1763 и 1782 гг., точную дату основания села определить трудно, для этого нужна кропотливая работа в архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Тобольска

Исследователи выделяют между сибирскими старожилами и поздними переселенцами рубежа XIX–XX вв. промежуточную группу населения – староселов. В Сибири эта группа населения появилась в середине XIXв. благодаря реформам государственной деревни графа П.Д. Киселева, когда, для решения земельного вопроса в Европейской России, некоторым категориям крестьян было разрешено переселение на новые земли. В это время в Сибирь прибыло более 100 тысяч крестьян из центральных губерний, 30 тысяч из которых осели на территории Омского Прииртышья, в том числе в деревнях по среднем Оше [6].

Вновь прибывшие в Нижнеколосовскую волость являлись, в основном, уроженцами Курской, Орловской, Пензенской, Полтавской и Черниговской губерний.

В 1853 г. к талбакульским старожилам были подселены 28 семей переселенцев из Центральной России, в основном из Фатежского и Новооскольского уездов Курской губернии, среди них семейства Богдановых, Жировых, Емельяновых, Сотниковых, Алферовых, Кононыхиных, Мезенцевых, Зиновьевых, Яковлевых. Наряду с Сибиряцкой улицей, где жили преимущественно старожилы, появилась улица Расейская (Российская), где обосновались переселенцы [7].

В 1913 г. за крестьянами Талбакульского сельского общества числилось 250 десятин пахотной земли и 217 десятин покосов. 119 десятин пашни засевались пшеницей, 75 ‒ овсом, 25 – рожью, остальная была занята льном, горохом, ячменем, коноплей и картофелем. Конопля оставалась основной масличной культурой. Картофель еще не играл роль «второго хлеба», в среднем на крестьянское хозяйство приходилось всего 0,03 десятины, занятые этой культурой [8].

В животноводстве преобладало молочное направление. В крестьянских хозяйствах насчитывалось 489 голов крупного рогатого скота, в том числе 385 коров (в среднем 5 на крестьянский двор) [9]. Излишки молока отправлялись на переработку на маслозаводы в соседние села и деревни, большей частью в Строкино. Корова была если и не последней, то и «не первой спицей в колеснице» и считалась только «бабьим хозяйством».

Наибольшим вниманием со стороны мужчин ‒ домохозяев среди всей домашней скотины пользовалась лошадь, потому что «лошадью хозяйство держится». Лошадиный табун насчитывал 256 голов, из которых 222 (3 головы на двор) были рабочими, остальные – молодняк [10]. Овцеводство занимало третье место в крестьянском животноводческом хозяйстве из-за требовательности в кормлении и уходе, а также из-за материала (шерсть, овчина), который был так необходим для изготовления теплой одежды и обуви.

Рождение детей, их вскармливание и лечение, усилия по поддержанию здоровья взрослых, продлению жизни стариков – эти стороны жизнедеятельности крестьянства Сибири протекали в крайне неблагоприятных социально-экономических, правовых медико-гигиенических условиях. До конца 80-х гг. XIX столетия в Сибири вообще практически не было врачей, специально обслуживающих крестьянское население, как и больниц в деревнях. Ближайшая к Талбакулю больница находилась в уездном городе Таре, в ста верстах от села. Отсутствие эффективной медико-санитарной службы и устойчивая традиция, сложившаяся в этих условиях, заставляли крестьян самим овладевать простейшими приемами народной медицины, а в особо сложных случаях обращаться к своим деревенским лекарям – колдунам, «бабушкам», «шептуньям».

Крестьяне-сибиряки в своей массе питались лучше, чем их собратья по другую сторону Урала. В то же время разнообразие пищевого рациона и его калорийность сильно «зависели от достатка крестьянской семьи, ее социального положения» [11].

В конце XIX ‒ начале XX вв. в сибирской деревне сохранялась высокая и очень высокая рождаемость, более 50 рождений в год на 1000 жителей. В Талбакуле, где численность населения была около 400 человек, она была еще выше. По данным церковного учета в 1900 г. родилось 29 детей, в 1913 г. – 25, а в 1919 г., в разгар гражданской войны ‒ 26 [12].

В то же время смертность населения была исключительно высокой, в начале XX в. она достигала в среднем более 30 смертей на 1000 жителей, а в некоторые периоды число смертей почти совпадало с числом рождений (например, в 1900 г. родилось и умерло 29 человек) [13]. Громадной была смертность детей, особенно в раннем (до одного года) возрасте. Среди умерших в 1900 г. 17 детей до одного года, в 1913 г. умерло 16 человек, из них 10 до одного года, в 1919 г. из 14 умерших 7 [14]. В качестве основной причины массовой детской смертности источники называют «родимец» и «понос»

Наиболее сильной детская смертность была в летний период и в самом начале осени. Это было самое голодное время года: старые продовольственные припасы закончились, а новый урожай еще не поспел. Вследствие интенсивных полевых и огородных работ присмотр за детьми был наихудшим, кормление нерегулярным. Когда начинали поспевать овощи, предоставленные сами себе, и наголодавшиеся ребята ели их недозрелыми, немытыми. Летняя жара усугубляла ситуацию: создавались очень благоприятные условия для распространения кишечнополостных инфекций. Во множестве случаев дети умирали от дизентерии («кровавого поноса») именно летом.

Основные причины смертности жителей села трудоспособного возраста были: тяжелый труд в неблагоприятных природно-климатических, социально-экономических и правовых условиях, плохая санитарно-гигиеническая обстановка, низкий уровень медицинского обслуживания. Эти факторы, действуя в комплексе, особенно повышали смертность всего населения во время неурожайных лет, а также в годы эпидемий.

По данным переписи 1897 г. в Талбакуле постоянно проживало 377 жителей, из них в возрасте до 15 лет (дети) ‒ 128 человек, от 16 до 59 лет (трудоспособные) – 206, старше 60 лет (пожилые) – 43. Старейшими жителями села на момент переписи были Корючина Мария Дмитриевна 85 лет и Екимова Ксения Анисимовна 85 лет, среди мужчин Зиновьев Пётр Иванович 81 года. Мужчин было несколько больше, чем женщин (196 и 181). Социальный состав 98% ‒ государственные крестьяне, 4 мещане, 3 ссыльные. Национальный и религиозный состав: 99% православные, в основном русские, 7 малороссов (украинцев), 2 поляка-католика, 2 латыша-лютеранина [15].

Подавляющее большинство семей жило за счет землепашества, по одному за счет плотницкого и сапожного ремесла. Среди подсобных промыслов отмечены плотницкое, сапожное, шорное, пимокатное ремесло и изготовление холстов. 13 человек зарабатывали на жизнь нанимаясь в работники к зажиточным односельчанам. Двое домохозяев владели ветряными мельницами, один маслобойней (конопляное масло) [16].

Особой проблемой для старших поколений крестьян было обучение детей грамоте ‒ чтению, письму, счету. Издавна в сибирской деревне сложилась система обучения грамоте в домашних условиях ‒ мало-мальски грамотными родителями, другими родственниками или нанятыми учителями. Она продолжала существовать и в эпоху капитализма.

По наличию средств обучения и его качеству большинство домашних школ находилось на низком уровне. Программа занятий зависела от пожеланий родителей и усмотрения учителя, обычно она сводилась к обучению молитвам, письму, чтению и четырем арифметическим действиям. По свидетельствам очевидцев, закончив такую школу, подростки едва разбирали печатный текст, могли «руку приложить» (расписаться, заверить документ), записать что-нибудь «по домашности», написать двух- или трехзначное число.

Учиться в официальных школах министерской в с. Крайчиковском и церковно-приходской в с. Строкинском было затруднительно по разным причинам, прежде всего отсутствием средств. Чаще всего учили детей в школе достаточно зажиточные и богатые крестьяне, у которых к тому же было во дворе много работников (своих и наемных). Бедным было трудно выделить средства на одежду и обувь школьникам, на оплату учения, обойтись без помощников в хозяйстве хотя бы несколько месяцев в году.

По нашим подсчетам в 1897 г. среди жителей Талбакуля грамотными были только 22 человека (6% от числа жителей), цифра очень низкая даже для того времени. Причем официальное школьное образование имели только три человека, два сельских писаря, окончивших сельское училище и духовную семинарию и один ссыльный, окончивший уездное училище. Трое жителей села обучились грамоте на военной службе, остальные ‒ «дома», «в людях», «самоучкой» [17].

Накануне революционного 1917 г. деревня Талбакуль входила в Крайчиковскую волость, Тарского уезда, Тобольской губернии. Здесь числилось 73 двора, 387 душ обоего пола, один хлебозапасный магазин, две торговых лавки, пять ветряных мельниц. Ближайшая церковь была в соседнем селе Строкинском, где талбакульцы венчались, крестили детей, отпевали умерших [18].

Во время первой мировой войны в армию были мобилизованы многие мужчины призывного возраста. В 1917 г., именно солдаты-фронтовики способствовали установлению советской власти в деревне. В годы гражданской войны многие талбакульцы укрывались от службы в колчаковской армии. После восстановления советской власти в крае некоторые из них были мобилизованы в Красную армию. Например, Никита Романович Сапрыкин в 1920 г. участвовал в разгроме Врангеля, подавлял кронштадтский мятеж, был ранен [19].

В 1924 г. в Талбакуле был организован сельский совет. Первым председателем Совета был Александр Четвериков, крестьянин-бедняк, красноармеец, член ВКП(б). Вскоре большевика Четверикова выбрали членом, только что созданного, Колосовского райисполкома, а его место занял беспартийный Пётр Алексеевич Тетерев. В предвоенные и военные годы в состав Талбакульского сельсовета входили деревни Ильинка, Золка, Бугалы. Председателем до 1939 г. был Субботин Арсентий Степанович, затем Корючин Сергей Ефимович [20].

В 1925 г. была организована школа первой ступени (начальная), незадолго до войны преобразованная в семилетнюю. Директором школы в предвоенные и военные годы была Корючина Надежда Сергеевна, учительницей Калашникова Галина Лукьяновна, через руки которых прошли сотни талбакульских мальчишек и девчонок. Неграмотность, в основном, была побеждена. За многолетний самоотверженный труд в области просвещения в 1950 г. Надежда Сергеевна Корючина была награждена высшей наградой страны орденом Ленина, Галина Лукьяновна Калашникова орденом «Знак Почёта» [21].

В 1929 году началась коллективизация, круто изменившая деревенский уклад и наложившая неизгладимый отпечаток на судьбы целых поколений. Первый колхоз в Талбакуле организовали крестьяне-бедняки братья Корючины Иван, Сергей и Николай. В колхоз имени Сталина первоначально вступили десять бедняцких хозяйств Сибиряцкого края, поэтому не хватало скота, рабочего инвентаря. Очевидцы событий утверждают, что вначале в колхозе было обобществлено три десятка овец, три свиньи, семь голов крупного рогатого скота и пять лошадей [22].

Наиболее осторожные крестьяне-середняки поначалу сомневались в выгодности коллективного труда, но со временем поняли, что без колхоза им не прожить. Жаль было мужикам лошадей, а женщинам коров, но расставаться все-таки пришлось. В 1930 г. крестьяне-единоличники Расейского края создали свой колхоз имени Фрунзе, где председателем был Строкин А.И. [23].

Не обошло стороной талбакульскую «глубинку», и печально известное «раскулачивание». В 1930‒1931 гг. семьи Семена Тимофеевича Екимова, Астафия и Семена Зиновьевых, Василия и Фёдора Яковлевых, всего 28 человек, вместе с детьми и стариками, были объявлены кулацкими и отправлены на спецпоселение в Нарымский край [24].

В 1932 г. колхозы объединились, возникла сельхозартель имени Сталина. Председателем колхоза в предвоенный период и в начале войны был Екимов С.А. При нем колхоз окреп, жизнь колхозников заметно улучшилась. На полях колхоза заработали трактора и комбайны. В 1937 г. появилась первая автомашина-полуторка.

Но, грянула война. Уже в первые месяцы повестки из военкомата получили Андрей Алферов, Илья Кононыхин, братья Василий и Павел Корючины, Никита и Григорий Сапрыкины, Павел и Федор Якубовы, Афанасий Строкин, Матвей Бахтинов, Василий Екимов. В 1942 г. положение еще более ухудшилось. На фронт забирали последних трудоспособных мужчин. Ушли председатель колхоза Семен Афанасьевич Екимов, тракторист Степан Емельянов, бригадир Семен Полеев, комбайнер Михаил Зиновьев, кузнец Егор Жиров и многие другие. Остались инвалиды, больные, негодные к службе, старики, подростки.

Основная тяжесть крестьянского труда легла на плечи женщин. Сколько теплых слов можно сказать о женщинах военных лет. Отправив на фронт мужей, сыновей, братьев, недоедая и недосыпая, оставив детей на попечение стариков, они от зари до зари трудились на полях и фермах, приближая победу. Армия забирала автомобили и трактора, лошадей, которых в деревне становилось все меньше. Почти все работы приходилось выполнять вручную.

О самоотверженном труде женщин писала в 1942 г. районная газета «Успешно идет уборка военного урожая в сельхозартели имени Сталина. Многие колхозники систематически перевыполняют нормы. На косьбе грабками 

Богданова А.И., Строкина Е.И., Сахарова А.А., Козлова А., Якубова М. и многие другие ежедневно дают по 120–125% к норме. Образцы самоотверженного труда показывают вязальщицы за грабками Гнутова А.Г., Калачева Е.П., и другие. Они выполняют норму на 200–230%. Хорошо работают вязальщицы за машиной Корючина М.Ф. и Алферова В.Н. При норме 400 снопов, они ежедневно навязывают по 500–600 снопов» [25].

Так трудятся советские патриоты. Их ударная работа на уборке – достойная помощь братьям, мужьям, отцам и сыновьям, грудью отстаивающим каждую пядь родной земли от ненавистного врага».

Воины-талбакульцы сражались на всех фронтах великой войны от Баренцева до Черного моря. Особенно много наших земляков сражалось у стен Москвы и Ленинграда, защищало Сталинград. Талбакульцы участвовали в освобождении Прибалтики. Белоруссии и Украины, Польши и Чехословакии. Многие из них дошли до Берлина, Кенигсберга, Вены.

Всего за годы войны в армию было призвано 115 человек, 67 из них не вернулись с полей сражений в родное село. Наибольшие потери, 27 человека, приходятся на 1942 г, в 1943 г. потери составили 19 человек, 1941 г. унес жизни 8 человек, 1944 г. ‒ 7, 1945 г. – 6. Не вернулись с войны четверо братьев Корючиных, трое Якубовых, по двое Алферовых. Бахтиновых, Быстровых, Козловых, Сапрыкиных, отец и сын Строкины [26].

Закончилась война. В родное село стали возвращаться фронтовики. Возвращались тихо, без оркестров и митингов. Жизнь в деревне становилось радостнее, но во всем ощущались большие трудности. Тяжелым бременем ложилась накопившаяся усталость, невосполнимые потери родных и близких. Однако в жизнь вступало новое поколение, опаленное войной, многим обделенное, взявшее раньше времени на свои плечи тяжкие заботы не вернувшихся с войны отцов и старших братьев.

Медленно, но верно крепло коллективное хозяйство. В 1950 г. в колхоз имени Сталина влились маломощные артели «Красный луч» (Ильинка) и имени Чапаева (Золка). В 1953 г. в колхозе имелось 1784 га пашни, 1194 головы КРС, из них 400 коров, овец 1164, свиней 403, лошадей 305 [27]. Большое хозяйство обслуживали три грузовых автомобиля, тракторы и комбайны Крайчиковской МТС (до 1958 г.).

Председателем колхоза в первые послевоенные годы был Емельянов Алексей Сидорович, затем Никита Михайлович Васин, Петр Петрович Кривко, Георгий Алексеевич Неклюдов. В 1961г. колхоз имени Сталина был переименован в колхоз «Сибиряк». Незадолго до этого, на долгие пятнадцать лет, хозяйство возглавил Петр Алексеевич Емельянов. При П.А. Емельянове и его преемниках Дмитрии Андреевиче Колосове и Дмитрии Николаевиче Малицком укрепилась материально-техническая база, были построены капитальные животноводческие помещения, МТМ, комплекс по подработке и хранению зерна. Было прекращено разведение свиней, овец, птицы. Специализацией хозяйства стало молочное животноводство. В 1985 г. колхозное стадо составляло 2395 голов, из них 600 коров. На полях и лугах работало 38 тракторов, 21 зерновой комбайн и 18 грузовых автомобилей [28]. Выросло поколение опытных руководителей Анатолий Николаевич и Николай Константинович Богдановы, Анатолий Афанасьевич Кононыхин, Пётр Викторович Лукашевич, Павел Александрович Сахаров, Алексей Петрович Тетерев, Александр Михайлович Юрьев.

Большой вклад в развитие колхозного производства внесли механизаторы Александр Тимофеевич Быстров, Александр Григорьевич и Илья Васильевич Екимовы, Иван Яковлевич Зиновьев, Григорий Никитович Мезенцев, Илья Николаевич Корючин, Григорий Иванович и Пётр Матвеевич Пащенко, Анатолий Афанасьевич Строкин, Василий Арсентьевич, Пётр Арсентьевич и Илья Александрович Субботины, Семён Фёдорович и Пётр Семёнович Логачевы, водители Виктор Алексеевич Емельянов, Никанор Иванович Корючин, Александр Васильевич Яковлев, работники животноводства Иван Зиновеевич Алферов, Татьяна Павловна Бахтинова, Нина Александровна Зиновьева, Матвей Константинович Мезенцев, Иван Александрович Минкевич, Пётр Селиверстович Рацин, Валентина Васильевна Строкина, Галина Арсентьевна Сапрыкина и многие другие.

Коренные изменения претерпела социально-культурная жизнь села. В 1948 г. в селе был открыт медпункт, в 1954 г. по проекту колхозного председателя Емельянова Алексея Сидоровича и колхозных плотников братьев Жировых Григория и Василия был построен сельский клуб с библиотекой и зрительным залом. Одна комната была выделена под библиотеку. Первым библиотекарем сельской библиотеки была Балыкова Анна Петровна [29]. Начиная с 1957 г. велось активное индивидуальное жилищное строительство. На смену старым избам, крытым тесом и соломой, пришли добротные дома-пятистенки с крышами из шифера и кровельного железа. В 1958 г. в домах колхозников появилось электричество. Керосиновые лампы ушли в прошлое.

В середине 1960-х гг. жителям села вместо привычных трудодней стали выплачивать заработную плату в деньгах, престарелые колхозники стали получать небольшую пенсию. По мере роста доходов талбакульцы получили возможность покупать радиоприемники, стиральные машины, телевизоры, холодильники, мотоциклы, мебель. В 1970‒1980-е гг. многие семьи обзавелись автомобилями «Москвич», «Запорожец», «Жигули» [30].

В 1970 г. вступил в строй водопровод и новое здание школы. Строительство жилых домов взял в свои руки колхоз. Выросла целая улица кирпичных двухквартирных домов – Молодежная. В конце 1970-х – 1980-е гг. был построен новый просторный Дом культуры, столовая, медпункт, магазин, административное здание.

Сельский совет в эти годы возглавляли Борис Андреевич Васин, Пётр Григорьевич Якубов и Яков Григорьевич Зиновьев. Добрую славу заслужил коллектив Талбакульской 8-летней школы. Талантливые педагоги Анастасия Васильевна и Николай Артемьевич Ламановы, Валентина Ивановна и Нина Михайловна Богдановы, Полина Ивановна Емельянова, Юлия Георгиевна Карпец, Валентина Яковлевна Лукашевич, Галина Степановна Сахарова дали путевку в жизнь не одному поколению юных талбакульцев. Большим уважением односельчан пользовались медицинские работники Валентина Антоновна Емельянова и Анна Антоновна Кожевникова, работники связи Анна Петровна Тетерева и Ульяна Емельяновна Абалмасова, библиотекарь Нина Николаевна Пащенко, киномеханик Степан Васильевич Строкин, продавцы сельского магазина Фёдор Константинович Кожевников, Акулина Михайловна Рацина, Татьяна Алфёрова.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. История села Талбакуль повторяет судьбу многих тысяч сибирских деревень, которые возникли в нашем суровом крае практически без поддержки государства, волей и трудом русских людей.

2. Талбакуль является одним из старинных сел Колосовского района, основанных между 1763 и 1782 гг. Первооснователями села были выходцы их города Тара, пригородных деревень, а также селений Ложникова погоста Балыковы, Ватулины, Екимовы, Корючины, Кубрины, Нагаевы, Ставские (Вставские).

3. Быстрый подъем села начинается в 1853 г., после переселения сюда выходцев из Фатежского и Новооскольского уездов Курской губернии.

4. В начале XX в. деревня Талбакуль Крайчиковской волости Тарского уезда Тобольской губернии была типичным сибирским селением, где большинство населения занималось земледелием и молочным животноводством с незначительным присутствием вспомогательных промыслов (охота, рыболовство, ремесло).

5. В социальной структуре села преобладали середняки и бедняки с наличием заметной прослойки зажиточных хозяев и наемных работников (батраков), в основном из числа недавних переселенцев.

6. Революционные события 1917‒1920 гг. привели к коренным переменам в жизни села. Коллективизация и раскулачивание имели неоднозначные последствия; с одной стороны, они ликвидировали социальную дифференциацию внутри крестьянства, но с другой привели к нарастанию социальной апатии и иждивенчества со стороны части селян.

7. В годы Великой Отечественной войны село понесло большие людские и материальные потери, но выстояло; выросло новое поколение, воспитанное в годы советской власти, с чувством патриотизма и социальной ответственности за судьбу своей малой родины.

8. В 1950‒1980-е гг. больших успехов достигло колхозное производство, на поля и фермы пришло много новой техники, вырос образовательный и культурный уровень жителей села, повысилось их благосостояние.

9. Тяжелые времена село пережило в 1990‒2000-х гг. резко сократилось сельскохозяйственное производств, прекратилось строительство жилья, объектов производственного и социального назначения, закупки новой техники, выросла безработица, стареет население. Тем не менее, несмотря на тяжелые времена, удалось сохранить социальную инфраструктуру (школу, библиотеку, Дом культуры, детский сад, медпункт, водопровод)

По крайней мере, 250 лет стоит над озером наше село. Десять поколений талбакульцев считали и считают этот уголок Сибири своей малой Родиной. Надеемся, что несмотря на все невзгоды и разочарования последних десятилетий Талбакуль выживет и лучшие времена старинного сибирского села еще впереди.


Список источников и литературы

1. Энциклопедия Омской области: в 2 т. – Омск: Омское книжное изд-во, 2010. ‒ Т. 2: Н–Я. ‒ С. 310.

2. Там же.

3. Список населенных мест Сибирского края. Т.1. Округа Юго-Западной Сибири. ‒ Новосибирск, 1928. ‒ С. 12.

4. Колесников А.Д. Омская пашня. Заселение и земледельческое освоение Прииртышья в XVI‒ХХ вв. ‒ Омск, 1999. ‒ С. 54.

5. ГУТО ГАТ. Ф. И154. Оп. 8. Д. 31. Л. 437‒439.

6. Колесников А.Д. Омская пашня…‒ С.76.

7. КУ ИсА ОО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 3544 Лл. 85‒90.

8. ГУТО ГАТ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 20. Лл. 54‒55, Д. 21 Лл. 48‒49.

9. Там же.

10. Там же.

11. Колесников А.Д. Омская пашня…‒ С.91.

12. Подсчитано по: КУ ИсА ОО. Ф. 16. Оп. 6. Д. 346, 1133, 1497.

13. Там же.

14. Там же.

15. Подсчитано по: ГУТО ГАТ. Ф. И417. Оп 2. Д. 2128. Лл. 1‒128.

16. Там же.

17. Подсчитано по: ГУТО ГАТ. Ф. И417. Оп 2. Д. 2128. Лл. 1‒128.

18. Список населенных мест Тобольской губернии. ‒ Тобольск, 1912. ‒ С. 104‒113.

19. Заветы Ильича. ‒ 1961. ‒ 5 нояб.

20. Судьбы без Родины не вижу [о людях Колосов, р-на] / сост. А.И. Кобытев, А.А.Осипенко. ‒ Омск, 2000. ‒ Ч.1. ‒ С. 54.

21. Там же. ‒ Ч. 2. ‒ С.18.

22. Вымпел. ‒ 1967. ‒ 17 окт.

23. Там же.

24. Крестьянская Голгофа. Книга памяти репрессированного крестьянства Омской области. ‒ Омск, 2013. ‒ Т. 2. – С. 125, 287.

25. «Заветы Ильича. ‒ 1942. ‒ 3 сент.

26. Подсчитано по: Книга Памяти Омской области. ‒ Омск, 1996.‒ Т. 6. ‒ С. 23‒85.

27. Судьбы без Родины не вижу... ‒ Ч. 1. ‒ С. 56.

28. Вымпел. ‒ 1985. ‒ 6 нояб.

29. Заветы Ильича. ‒ 1954. ‒ 28 нояб.

30. Судьбы без Родины не вижу… ‒ Ч. 2. ‒ С. 79.

    

Иллюстрации

Илл. 1‒2. Сканы ревизии 1782 года по деревне Талбакульской Тарского уезда Тобольской губернии. Источник: ГУТО ГАТ Ф. И154. Оп. 8. Электронный ресурс http://archiv.72to.ru/. Д. 31. Ревизские сказки 1782 года о крестьянах Нижне-Колосовской волости. Л. 437‒438.

Илл. 3‒5. Родословные схемы рода Екимовых, одного из семи семейств, основавших между 1763 и 1782 гг. селение над озером Талбакуль.  Источник: личный архив О.П. Пащенко

Илл. 6. План Тобольской губернии Тарского округа Нижнеколосовской волости деревни Талбакуль. Выполнен в 1885 г. губернским землемером Фидлюком. Источник: КУ ИсА Омской области Ф. 183. Оп. 1 Д. 811. Лл. 1‒2.

Илл. 7. Начало и имя селу положило озеро Талбакуль. Источник: Личный архив О.П. Пащенко.

Илл. 8. Учителя Талбакульской школы, награжденные орденами СССР. Источник: музей Талбакульской школы.

Илл. 9. Дом раскулаченного крестьянина Астафия (Евстафия) Зиновьева, в котором в 1931‒1961 гг. размещался Талбакульский сельсовет. Источник: музей Талбакульской школы.

Илл. 10. Встреча ветеранов села Талбакуль в День Победы 9 Мая 1985 года. Источник: музей Талбакульской школы.

Илл. 11. Учителя и ученики Талбакульской школы. 1945‒1946 учебный год. Источник: музей Талбакульской школы.

Илл. 12. Мемориал землякам, павшим за Родину в селе Талбакуль. Источник: Личный архив О.П. Пащенко.

Илл. 13. На памятных плитах выбиты имена 92 жителей села Талбакуль, деревень Ильинка (Зеленая) и Золка не вернувшихся с войны. Источник: Личный архив О.П. Пащенко.

Илл. 14. Талбакульский «Бессмертный полк», 2016 г. Источник: музей Талбакульской школы.

Илл. 15. Учителя Талбакульской средней школы, 2015 г. Источник: музей Талбакульской школы.

    

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»