Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты




К.С. Жумабаева

Омский педагогический колледж №1

Руководитель – Ольга Васильевна Быханова

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСКОЙ СЕМЬЕ


Российская Федерация является многонациональным государством. По данным переписи населения 2010 года, на территории страны проживает 160 различных народностей. Поэтому роль государственного управления в регулировании межнациональных отношений является крайне актуальной. Основной закон для всех граждан Российской Федерации ‒ Конституция, в которой говорится, что все народы в составе государства равноправны, имеют право говорить на своем коренном языке, исповедовать любую религию и даже иметь собственную конституцию.

Однако за последние годы в силу ряда причин (международных, экономических и политических) межнациональный конфликт в России стал явлением обыденным. Всё чаще можно наблюдать в криминальных сводках столкновения на национальной почве, а также проявление национализма.

Роль государственного управления в регулировании межнациональных отношений многопланова. Она заключается как в исполнении законодательных норм, защищающих права каждого народа, так и в проведении политики, укрепляющей отношения между народами и подавляющей ксенофобские настроения.

Помимо решения этих проблем роль государственного управления, безусловно, включает в себя снятие межэтнической напряженности, воспитание толерантности и дружелюбного отношения к представителям других культур. Основной акцент должен делаться на работе с молодым поколением, так как мировоззрение формируется, как известно, в детском и юношеском периоде, а убеждения взрослого человека, выросшего в националистической среде, будет практически невозможно поменять.

Меня зовут Канагат, я из казахской семьи. Родилась и выросла в Москаленском районе в небольшом селе Ильичевка. В нем проживают немцы, русские, казахи и украинцы. Жители независимо от национальности и веры живут дружно, без конфликтов и распрей. Почему в одних местах это является нормой и естественным состоянием, а в других люди живут совсем иначе?

В ФГОС определены задачи по интернациональному воспитанию дошкольников. В образовательных учреждениях отводится большая роль воспитанию чувства уважения к людям другой национальности. Но я как будущий педагог с уверенностью могу сказать, что корни у этого процесса - в семье.

В связи с вышеизложенным цель работы – проанализировать сохранность национальных традиций в современной казахской семье и популяризировать эти традиции среди сверстников. Для реализации данной цели мною сформулирован ряд задач:

‒ изучить материалы семейного архива;

‒ проанализировать уровень собственных знаний о казахских обычаях и праздниках;

‒ выступить с сообщением в аудитории;

‒ оформить презентацию по теме работы.

Практическая значимость работы, на наш взгляд, заключается в том, что я выступила с инициативой проводить в учебной группе классные часы, на которых рассказывать о традициях и праздниках разных народов. Эти знания необходимы в профессиональном становлении будущего педагога, которому предстоит работать с дошкольниками разных национальностей.

Национальные традиции (от лат.traditio ‒ передача) ‒ сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей. Как правило, недостаточное знание индивидом национальных традиций, обычаев, привычек, вкусов других этносов нередко ведет к серьезным сложностям в межнациональных отношениях.

Значение национальных традиций, привычек, их содержание различны у отдельных народов.

Национальные традиции проявляются практически во всем. Это касается не только одежды, стиля и в целом поведения, они проявляются и в движениях, жестах и других элементах, которые имеются в психологии людей. Подобные понятия и проявления весьма важны для человека, так как именно они способны запускать бессознательный механизм в человеке, который четко способен определить грань «свой» и «чужой».

Национальные традиции ‒ это явление, которое сформировалось в результате жизнедеятельности каждого народа или нации, регулируемое функциями в сознании человека. Другими словами, регулирование происходит в семейном быте, в общении, поведении. Традиции имеют свои характеристики, а именно обладают высокой устойчивостью, преемственностью и даже стереотипностью. Характеризуются долговременным фактором, который является регулятором общественных явлений.

Традиции – это наследие, которое незыблемо авторитетно, они безропотно принимаются и передаются в согласии с тем, что ушедшие предки – «носители» ‒ имеют основательное право голоса в жизни их наследников – «последователей».

Казахская национальная культура вобрала в себя достижения мировой культуры и является частью и продуктом мировой истории и культуры. Президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву принадлежит высказывание: «...Казахи – наследники великих цивилизаций – сумели пронести свое национальное Я» над всеми историческими пропастями и впадинами. И не только пронести, не только сохранить, но и приумножить» [1].

Как отмечают исследователи, казахи имели высокую материальную и духовную культуру: «У нас были и есть свои богатства не только материальные, но, прежде всего, духовные: высокохудожественная устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, яркое музыкальное, поэтическое и философское наследие» [2]. Культура казахского народа прошла длительный путь становления и развития. Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ - один из богатейших народов в культурном плане. Система ценностей, сложившаяся в культуре, стала важнейшим условием национального и культурного своеобразия народа.

В нашей семье неукоснительно соблюдают все национальные обычаи и традиции. Старшими в роду являются бабушка Фатима и ее сын Орынбай. Хотя они и живут в другом селе, но в курсе всех дел. Бабушка, или по-казахски апашка, обладает непререкаемым авторитетом. Мы, и ее дети и внуки, слушаем ее всегда и во всем. Именно она рассказала нам о наших корнях. Родом наша семья из Казахстана.

В науке нет единого мнения об этимологии слова казахи. Но мне больше всего нравится версия перевода с древнетюркского –«свободный, вольный, независимый человек, удалец». Апашка рассказывала, что в нашем роду было много воинов, красивых свободолюбивых людей.

Мои родители: Серкбай Сагинтаевич и Марал Еслямбековна – к воспитанию детей относятся довольно строго. Нас учат проявлять уважение к старшим. Не могу даже представить себе, чтобы я или кто-нибудь из моих сестер и братьев был неучтивым со взрослыми, и не только с близкими. Мама убеждает: что бы плохого другой человек мне не сделал, особенно если он старше меня, я никогда не должна грубить, оскорблять его даже в мыслях.

Мама и папа очень любят нас. Мы растем в заботе, чувствуем постоянно теплоту родительских сердец. В нас сумели воспитать чувство единения с родственниками. «Мы одной крови», ‒ говорит мама, а это значит, что семья – это самое главное в жизни и мы должны быть друг за друга горой. Эти слова стали столь естественными для нас, что никто из пятерых детей не может, просто не имеет права подвести родителей, не оправдать их надежд. Чувство ответственности перед семьей делает нас лучше. Все мы учимся или работаем, стараемся завоевать уважение людей, чтобы родители могли нами гордиться.

Одни из самых красивых и почитаемых обычаев у казахов связаны с рождением ребенка. С ними я непосредственно познакомилась и даже стала участницей праздника, когда родился мой младший брат Тамерлан. После выписки матери с новорожденным из роддома, у нас готовился семейный праздник. Это первый праздник в честь нового члена семьи. В доме навели порядок, пригласили гостей, муллу, накрыли стол. Вначале мулла читал молитву, затем трижды громко на ухо новорожденному сказал его имя и имя его родителей. Затем произнес его гостям. После все принялись за угощение. Считается, что малыша после такого обряда ждет долгая счастливая жизнь. Но это еще не все. На сороковой день от рождения ребенка пришла его кындык-шеше (в православии крестная мать). Она остригла ему волосы и ногти, а затем искупала. Это обряд обязательно даст ребенку силу и здоровье.

У казахского народа много национальных праздников, и почти все они связаны с верой. И, конечно, все их отмечают в моей семье. Ураза-байрам – один из любимых и старинных праздников мусульман. По преданию, его установил сам пророк Мухаммед в 624 году. Это праздник разговения. Его традиционно отмечают после окончания поста в священный для мусульман месяц Рамадан, во время которого верующие воздерживаются от еды, питья и развлечений от восхода до заката. Только поздно вечером можно совместно принимать пищу. Я еще ни разу не держала уразу (пост): детей, стариков, больных вера освобождает, но я хорошо помню, как нам, маленьким, в это время родители запрещали ссоры, шумные игры, веселые телепередачи. Но зато нас радовали угощения. Особое чувство испытывает каждый мусульманин, когда в праздничные дни помогает нуждающимся: это могут быть деньги, продукты, вещи. В этот момент чувствуешь себя очень нужной людям, когда говоришь «Ид мубарак!» (благословенного праздника).

Рассказ о национальных традициях в моей семье был бы неполным, если я не рассказала бы еще про один праздник – Курбан айт.

Это праздник жертвоприношения. Готовясь к нему, заранее в нашей семье откармливается баран. На 70 день после поста Ураза надо принести аллаху в жертву животное. Часть мяса готовится семьей на праздник, часть в виде гостинца раздается бедным. Перед праздничным обедом все обязательно собираются на молитву.

С детских лет помню, как родители готовились к празднику: делали генеральную уборку, наряжали нас, детей, женщины прихорашивались, надевали красивые платки, украшения. Непременное условие для всех – попросить прощения, не ссориться, не ругаться и не сквернословить. В течение двух праздников строго-настрого запрещается ставить на стол алкоголь.

Когда я училась в начальных классах, Курбан айт не был объявлен выходным днем. Родители разрешали мне не ходить на уроки. Я очень боялась, что учительница будет ругать меня за это. Но Людмила Аркадьевна Гартман с пониманием относилась ко всему, что происходило в казахских семьях. Теперь, став взрослой, я понимаю, какой это чуткий и мудрый человек.

21 марта 2017 года состоится мой самый любимый и долгожданный праздник – Наурыз, день рождения весны. Для нас, казахов, этот день является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы.

Я люблю этот праздник, потому что это почти второй Новый год с подарками, угощениями, пожеланиями благополучия. Все жители Ильичевки, независимо от национальности, участвуют в праздновании – это и концерты, и соревнования мужчин в силе и ловкости, и скачки.

Наурыз – восточный Новый год,

Он в марте отмечается.

В этот день из года в год

Зима с весной встречается!

И в этот день зима, вздохнув,

Дорогу уступает.

Весна, ей в спину хохотнув,

В свои права вступает!

Я поздравляю вас, друзья,

С Наурызом, С Новым годом.

Желаю вам здоровья я

И бочку счастья с медом!

Моя мама, как и другие казахские женщины, готовит в этот праздник наурыз-коже  блюдо из семи компонентов: воды, мяса, соли, жира, муки, злаков и молока. Они символизируют семь элементов жизни: радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость и божественную силу.

Казахский народ – это гостеприимный народ. Любому, кто пришел в казахскую семью с добрыми и чистыми намерениями, будут рады и в будни и в праздники. Именно поэтому в нашем доме часто бывают гости. Бабушка и мама обязательно напоят человека вкусным ароматным чаем, накормят обедом, помогут нуждающемуся. И я благодарна им за то, что воспитали меня в вере и традициях нашего народа.

Я учусь в педагогическом колледже и мечтаю стать педагогом. Выбор этот напрямую связан с отношением моего народа к детям. Казахский менталитет не допускает телесных наказаний по отношению к ребенку. Родители обязаны проявлять к малышам терпение. Отцы стараются не говорить грубых слов дочерям, иначе, по вере, они будут несчастны.

Если мы с братьями делали то, что огорчало родителей, они объясняли все понятно и спокойно, но главное – терпеливо. И все вставало на свои места.

Именно в семье у своих родителей у меня зародилось желание работать с детьми, требующими особого отношения от нас, взрослых, ‒ это дети с ограниченными возможностями здоровья.

В начале своей работы я поставила цель – проанализировать, как сохраняются национальные традиции в современной казахской семье на примере семьи моих родителей. Я проанализировала семейный архив: изучала фотографии близких, разговаривала с апашкой и родителями, наблюдала за происходящим в домах и семьях родственников. Все это позволило мне сделать вывод, позволяющий с уверенностью сказать, что эти традиции не только бережно сохраняются, но и передаются молодому поколению.

Мы гордимся богатой культурой казахского народа и хотим ею щедро делиться с другими народами. Уверена, что знакомство с традициями и обычаями казахского народа вызовет уважение у людей других национальностей, ведь в основе его лежит гуманизм. Казахский народ очень миролюбивый. Он хочет жить в дружбе с другими народами.

Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Именно в единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях ‒ сила России». И вся история нашей страны это доказывает. И мы должны сохранять и развивать традиции наших предков, во имя процветания нашей великой страны!


Список литературы

1. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы, 1999. – С. 23.

2. Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. – Алматы, 2012. – С. 5.

3. Мырзаханұлы Ж. Қазац ұлты. – Алматы, 2001. ‒ 139 б.

4. Қазац халцыныц дэстүрлі мэдениеті. Ғылыми мацалалар жинағы. – Алматы, 2004.

5. Орынбеков М.С. Ежелгі цазацтардыц дүниетанымы. –Алматы, 2011. – 56 б.

Список источников

Межнациональный конфликт в России - массовый и беспощадный! [Электронный ресурс] // ФБ.ру ‒ Каталог полезной информации: [сайт]. URL: http://fb.ru/article/125720/mejnatsionalnyiy-konflikt-v-rossii---massovyiy-i-besposchadnyiy (дата обращения 06.04.2017).

Традиции: это что такое? Виды традиций - национальные, социальные, культурные, религиозные и другие [Электронный ресурс] // ФБ.ру ‒ Каталог полезной информации: [сайт]. URL: http://fb.ru/article/147674/traditsii-eto-chto-takoe-vidyi-traditsiy---natsionalnyie-sotsialnyie-kulturnyie-religioznyie-i-drugie (дата обращения 06.04.2017).

Республика Казахстан [Электронный ресурс] // Сайт о Республике Казахстан: [сайт]. URL: http://kzlive.vectorinfo.ru/ (дата обращения 06.04.2017).

Традиции и обычаи казахского народа [Электронный ресурс] // Обычаи и традиции казахского народа: [сайт]. URL: http://www.bilu.kz/obychay.php (дата обращения 06.04.2017).

  

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»