Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



Е.А. Коптяева

БРАЧНЫЕ УСТАНОВКИ УКРАИНЦЕВ В РОССИЙСКОМ ГОРОДЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ОМСКА*

 

Издавна браки играли существенную роль не только в сугубо индивидуальных процессах создания семьи, но и на более масштабном уровне общественных отношений. Межнациональные браки чаще встречаются среди городского населения или на недавно освоенных территориях. Вопрос о межнациональных браках также является отражением этнических установок, бытующих в обществе. В этнических установках отражаются представления людей относительно их современной этнической общности, их взаимосвязи с другими народами, людьми других национальностей [7].

Межэтнические браки являются отражением общественных настроений. Для нашего времени характерно противостояние стремлений к объединению и к обособленности. С одной стороны, идут процессы глобализации, установления и укрепления кросскультурных связей, с другой – наблюдается рост межнациональной напряженности, стремления доказать свою этническую и культурную индивидуальность. Готовность или неготовность общества принять сам факт возможности межэтнического брака в целом и некоторых членов этого общества в частности является индикатором межнациональных отношений. Интерес к тематике межэтнических браков возник достаточно давно. Этот вопрос поднимался в работах многих ученых. Его касались З.Л. Сизоненко («Межнациональная семья в крупном городе»), А.А. Сусоклов («Национально-смешанные семьи и браки в СССР»), А.В. Топилин [9]. Указанные работы содержат значительный пласт сведений по теме межэтнических браков, но носят по большей части обобщающий характер, без каких-либо конкретных примеров. В настоящей работе предполагается осветить влияние межэтнических отношений на брачные установки городского населения на примере конкретного населенного пункта – города Омска. В работе были использованы материалы исследований, проводившихся в последние семь лет, соответственно, предоставляемые сведения являются современными и актуальными.

Исследование проводилось при помощи двух анкет-опросников. Метод анкетирования позволяет получить обширный и относительно легко поддающийся анализу массив информации. Отметим, что анкеты позволяют прослеживать динамику и закономерности развития явлений современной культуры [6, с. 12–14]. Первый опросник «Анкета по семье и свадьбе» был составлен М.А. Жигуновой и запущен в работу с 2007 по 2009 гг. В нем содержались как прямые вопросы, предлагающие респонденту описать свои представления о свадьбе, так и вопросы, отвечая на которые респондент косвенно выражал свои этнические установки, – к примеру, вопросы о влиянии национальной и религиозной разницы на супружескую жизнь. Анализ этих анкет позволил выяснить примерные брачные установки городского населения Омска в целом, без деления по этнической принадлежности. Второй опросник был составлен и использован Е.А. Коптяевой в 2013–2014 гг. Его вопросы раскрывали расположенность или предубеждение респондентов относительно межнационального общения, в том числе и заключения межнационального брака. При анализе анкет учитывалась этническая принадлежность респондентов.

Как уже указывалось, исследование при помощи опросника «Анкета по семье и свадьбе» было запущено с 2007 г. В ходе работы были охвачены широкие слои населения. Достаточно длительный срок проведения исследования и охват широких слоев населения позволил получить широкий срез мнений.

Опрос проводился на территории г. Омска. Во время обработки результатов была опущена такая характеристика респондентов, как их этническая принадлежность, однако украинцы являются третьим по численности народом, проживающим на территории Омска [4], поэтому мы предположили, что мнение респондентов украинской национальности является частью общегородского мнения. Следует отметить, что в разные годы было получено несколько различное количество анкет.

Респондентам предлагалось ответить на блок вопросов «Имеет ли значение при вступлении в брак разница супругов...», которые, как уже упоминалось, косвенно отражали брачные установки отвечающих. В частности, был задан вопрос о значимости национальной разницы супругов. В 2007 г. общее мнение разделилось следующим образом: 32% опрошенных уделяли внимание этому фактору, 68% сочли его малозначимым. При этом среди женщин 37,5% считают, что национальная принадлежность является основополагающей характеристикой брачного партнера, 62,5% придерживаются мнения, что национальность не является решающим фактором для вступления в брак. Среди мужчин 17% считают, что на национальность супруги стоит обращать внимание, 83% – что этот признак не важен.

Второй пункт, призванный раскрыть брачные установки респондентов, предлагал ответить, имеет ли значение разница супругов в религиозном отношении. Общая картина такова, что для 32% респондентов разница в религиозной принадлежности супругов имеет значение, 64,5% не считают это значимым фактором, а 4,5% затрудняются дать однозначный ответ. Мужчины в данном вопросе оказались категоричнее женщин: для 50% религиозная принадлежность партнера имеет значение, для 50% – нет. Ответы женщин дали более разноречивую картину: для 25% конфессия избранника имеет значение, 69% не обращают внимания на этот аспект, а 6% не смогли дать ответа.

Данное анкетирование продолжалось и в последующие годы. По результатам опроса 2008 г., 29% всех отвечавших считают национальную разницу супругов значимым фактором в дальнейшей семейной жизни, для 68% этот фактор особого значения не имеет, 3% не смогли дать категоричного ответа. При более подробном рассмотрении данных исследования был сделан вывод, что женщины уделяют большее внимание вопросам национальной принадлежности супруга, чем мужчины. Среди женщин 37% указали этот фактор как важный, а среди мужчин – 20,3%. Но при этом четко прослеживается общая тенденция – и мужчины, и женщины в большинстве своем не ставят национальность супруга во главу угла. 77,7% мужчин и 59% женщин указали, что для них не имеет значения национальная принадлежность брачного партнера. Затруднились дать ответ 4% женщин и 2% мужчин.

Респондентам было также предложено ответить, имеет ли для них значение религиозная принадлежность супруга. Большая часть (50%) указали, что для них не играет особой роли и религиозная принадлежность партнера, для 44% этот фактор все же имел значение; небольшая группа респондентов (5%) затруднилась ответить. Если разделить всю совокупность ответов на «женские» и «мужские», то можно заметить, что разница во мнениях не слишком большая: 44% как женщин, так и мужчин уделяют внимание конфессиональной принадлежности супруга, для 48% женщин и 54% мужчин этот аспект особого значения не имеет; 8% женщин и 2% мужчин не смогли дать однозначного ответа.

Результаты исследования в 2009 г. показали, что национальность партнера является главенствующим фактором для 42% респондентов, тогда как 58% не берут ее в расчет. Более щепетильными в данном вопросе оказались женщины. 47% признались, что обращают внимание на национальность избранника, для 53% она оказалась не важна. Практически все опрошенные мужчины указали, что не обращают внимания на национальность. Анализ ответов по теме религиозной принадлежности партнера показал, что для 58% этот фактор оказался решающим, 32% готовы им пренебречь и 10,5% затрудняются дать определенный ответ.

Рассматривая показатели за три года в целом, стоит отметить, что большинство респондентов не считают национальную принадлежность решающим фактором при заключении брачного союза. Когда дело касается религиозной принадлежности, то становится видно, что она является более значимым, но отнюдь не решающим фактором в отношениях между людьми. Если переходить от общего к частному, гораздо чаще респонденты указывали религиозную принадлежность партнера как значимую характеристику, при этом зачастую пренебрегая его национальной принадлежностью. Но большинство отвечавших достаточно спокойно отнеслись к возможности заключить брак с представителем другой национальности или конфессии. Это подтверждается тем, что среди ответов тех, кто указывал, что национальность и религиозная принадлежность играют важную роль, практически нет упоминаний ни конкретных национальностей, представителей которых они бы не хотели видеть среди родственников, ни тех, родство с которыми кажется желательным.

Были использованы также материалы исследования на основе опросника по межэтническим стереотипам и образам, составленного Е.А. Коптяевой. Этот опросник был запущен в работу в 2013 г. На данный момент продолжается сбор материала, однако уже были сделаны некоторые предварительные выводы.

Опрос охватывал широкие слои населения, от учащихся средних специальных и высших учебных заведений до людей пенсионного возраста (55–60 лет). Опросы проводились методом анкетирования, как очного (индивидуального), так и заочного (онлайн-опрос). Участникам было предложено ответить на ряд вопросов, с помощью которых предполагалось выявить их желание/нежелание идти на межэтнический контакт.

Всем участникам были предложены одинаковые опросные листы. В данной работе нами учитывается анализ ответов на блок вопросов, посвященных межэтническому браку. Полученные ответы были разделены на группы на основании национальной и гендерной принадлежности респондентов.

Для ответа на первый вопрос отвечающим предлагалось выразить отношение к самому явлению межэтнического брака. В качестве следующего вопроса респондентам предлагалось ответить, считают ли они для себя возможным вступление в межэтнический брак.

В современном мире наблюдается своего рода мода на толерантность, поэтому зачастую респонденты стремятся скорее создать о себе определенное впечатление, нежели дать честный ответ на вопрос. Чтобы избежать подобного рода искажения информации, в анкете были предложены еще два вопроса. В третьем вопросе респонденты должны были ответить, как бы они отнеслись, если бы их (потенциальный) сын женился на представительнице другой национальности. И последний вопрос из блока, посвященного межэтническому браку, предлагал выразить свое мнение о ситуации, если бы в межэтнический брак вступила их (потенциальная) дочь. Психологами доказано, что родители более категоричны в вопросах замужества дочери, нежели женитьбы сына, так как исторически почти у всех народов сложилось практика, когда с замужеством девочка уходит в другую семью, – но и к судьбе своих сыновей мало кто остается равнодушным. При помощи вопросов о брачных установках для собственных детей предполагалось свести к минимуму возможные попытки респондентов соответствовать принятому в обществе стереотипу и повысить правдивость ответов.

В данной работе рассматриваются ответы на вопросы украинского населения г. Омска. Украинские мужчины, отвечая на вопрос о своем отношении к межэтническим бракам, по большей части высказали нейтральное или равнодушное отношение – 55% ответов. 45% высказали резко негативное отношение к феномену межэтнического брака. Общая масса ответов на вопрос о приемлемости межнациональных браков лично для респондента разделилась на две равные группы: 50% дали положительный ответ, и 50% не приемлют подобного брака для себя. Украинские женщины продемонстрировали более лояльное отношение к межэтническим бракам: 42% охарактеризовали подобный брак как позитивное явление, 38% заявили о своем равнодушном отношении и 20% высказали осуждение.

Отвечая на вопросы о возможности межнационального брака конкретно для себя, женщины по большей части продемонстрировали положительное отношение – 65%; 35% высказались категорически против подобной возможности.

Так же как и всем остальным участникам опроса, обеим группам респондентов было предложено ответить на вопрос о возможности межнационального брака для своего (гипотетического) ребенка. Мужчины, как и женщины, продемонстрировали скорее положительное отношение к такой возможности: 65% мужчин и 98% женщин указали, что согласились бы с подобным развитием событий.

Всю совокупность ответов (без разделения по гендерному признаку) характеризует общая черта – практически все респонденты указали, что из всех возможных вариантов межэтнического брака для собственных детей максимально приемлемым они считают брак с представителем славянской народности. В качестве второго возможного варианта указывался брак с жителем Западной Европы. На третьем месте стояли представители китайской нации. Практически все респонденты указали, что были бы против брака своего ребенка с выходцем из Средней Азии или с Кавказа.

В целом результаты двух опросов не противоречат друг другу. Результаты обоих опросов показывают, что в основе брачных установок украинского населения г. Омска лежит в первую очередь отношение к религиозной принадлежности брачного партнера, а этнические предпочтения отступают на второй план.

_______________________

* Работа выполнена при поддержке РГНФ. Проект № 13-31-01008 а1 «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.».

Опубликовано: Коптяева Е.А. Брачные установки украинцев в российском городе на примере города Омска // Этнография Алтая и сопредельных территорий : материалы междунар. науч. конф., посвящ. 25-летию центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул, 28–30 октября 2015 г.). Вып. 9 /под ред. Т. К. Щегловой. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – С. 118–121.


Литература

1. ПМА 2013: г. Омск. Л. 1–25.

2. ПМА 2014: г. Омск. Л. 1–88.

3. ПМА 2015: г. Омск. Л. 1–87.

4. Доля наиболее многочисленных национальностей Омской области в численности населения муниципальных районов и г. Омска. [Электронный ресурс]. URL: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/omsk/resources/36bc1680407daa20bdd5ff367ccd0f13/itogivpn2010_41.htm. (дата обращения: 26.08.2015)

5. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 271 с.

6. Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. – 108 с.

7. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy. html?word=1157 (дата обращения: 08.09.2014).

8. Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. – M.: Мысль, 1987. – 142 с.

9. Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния // Социс. – 1995. – № 7. – С. 76–88.

          

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»