Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



Н.С. Грибанова, О.С. Мамонтова

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ «УКРАИНЦЫ» АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ*

 

Достаточно позднее (90-е гг. XX в.) обращение исследователей к изучению украинского населения Алтайского края выражается на сегодняшний день не только в слабой изученности традиций третьей по численности в крае этнической группы, но и в отсутствии полноценных, всесторонне представляющих ее культуру, целенаправленно скомплектованных коллекций в музейных собраниях региона.

С одной стороны, практически в каждом музее нашего края, а в особенности в районах его степной зоны, имеются предметы, принадлежавшие украинским переселенцам разных волн или их потомкам. При этом размеры таких собраний обусловлены, как правило, лишь численностью украинского населения, проживающего в населенном пункте (районе), где расположен музей или были проведены экспедиционные исследования. С другой стороны, отсутствие самостоятельной задачи комплектования «украинских» коллекций у сотрудников музеев, недостаточное внимание с их стороны к определению «этнической и этнографической принадлежности» предметов в ходе сборов привели в настоящее время к сложностям выявления и атрибуции предметов украинской культуры в имеющихся фондовых собраниях музеев. Между тем решение этой задачи и введение в научный оборот материалов музейных коллекций позволит исследователям расширить источниковую базу для изучения традиций и особенностей адаптации украинских переселенцев на территории региона, сотрудникам музеев – более активно включать предметы украинской культуры в экспозиционно-выставочную и просветительскую работу.

Одной из наиболее значимых музейных собраний края является этнографическая коллекция «Украинцы» АГКМ. Сейчас она насчитывает 71 единицу хранения и отражает культуру украинских переселенцев Алтайского края. В основном предметы коллекции характеризуют быт выходцев из Черниговской губернии и их потомков, единичные экспонаты представляют другие регионы. Хронологически материалы коллекции охватывают конец XIX – начало XXI в. Одной из главных проблем при атрибуции экспонатов собрания является недостаточный объем информации в музейной учетной документации. Это отражено в представленном ниже каталоге, где данные о дарителях, названиях предметов и их бытовании приведены в соотвествие с записями в книгах поступлений. Особенно остро эта проблема проявляется в поступлениях 1960-х и 1980-х гг.

Начало формирования коллекции в АККМ приходится на середину 1960-х гг. Появление первых экспонатов связано с именем доктора исторических наук, проф. А.П. Уманского, который, будучи в 1962 г. инспектором Управления культуры Алтайского края, был командирован в Родинский район. Посетив села Родино и Кочки, Алексей Павлович собрал и передал в музей семь предметов, отражающих хозяйственную деятельность украинцев: серп (ОФ 11211), держак для точения кос (ОФ 11212), деревянную ступу (ОФ 11214), цеп (ОФ 11215), ножную прялку (самопряху; ОФ 11216), гребень для чесания льна (ОФ 11217) и ременные путы (ОФ 11218). В своем отчете А.П. Уманский представил краткие сведения о предметах и сдатчиках. Так, серп был передан 55-летней жительницей с. Кочки А.М. Кулик. По словам сдатчицы, серп был привезен ее родителями с Украины «в годы столыпинщины». Держак и ступу передал Н.А. Сушко (1922 г. р.). Предметы были выполнены его отцом. П.Д. Герасименок (1882 г. р.) подарил цеп, который был изготовлен «еще при единоличной жизни». Жительница с. Родино А. Е. Гриценко (1905 г. р.) передала ножную прялку (самопряху) конца XIXв., которой пользовалась ее мать. Гребень для чесания льна был подарен М.С. Демченко (1903 г. р.), проживавшей в с. Родино. По словам сдатчицы, возраст гребня на момент передачи в музей был не менее 110 лет. Таким образом, появление в музейной коллекции первых вещей, принадлежавших украинцам, было случайным. В последующие годы их поступление продолжало оставаться бессистемным и единичным.В 1968 г. от жителей г. Барнаула были переданы два полотенца, одно из которых принадлежало переселенке из Херсонской губернии (ОФ 12609/2, ОФ 12652/1). В 1981 г. музей приобрел еще четыре полотенца, выполненные в конце XIX в. уроженкой Бессарабии В.Г. Подуст (ОФ 14191/1-4). В 1986 г. руководитель студенческой лингвистической экспедиции БГПИ В.П. Юдина передала занавеску для иконы («божник», «Штаны Божьи»), которая ошибочно была атрибутирована при приеме как околодок. В 1991 г. от руководителя ансамбля «Песнохорки» О.А. Абрамовой поступил комплекс предметов, собранных ею во время фольклорных экспедиций по районам Алтайского края. Среди них было два предмета, полученных в Ключевском и Родинском районах: полотенце начала ХХ в. и юбка 1930-х гг. В дневнике экспедиции в Ключевской район 1984 г. указано лишь, что в районе проживают потомки украинских переселенцев из Черниговской губернии (НВФ 6122/4).

С 1990 г. и по настоящее время формирование коллекции ведется благодаря экспедиционной деятельности сотрудников АГКМ О.А. Никитиной, О.В. Падалкиной, И.В. Поповой, О.С. Мамонтовой. Основное внимание уделяется сбору текстиля, так как он в большей степени может служить этническим маркером и обладает яркими отличительными чертами у каждого из восточнославянских народов. Орудия труда, утварь, мебель встречаются в единичных экземплярах. Так, в 1990 г. ходе экспедиции в Благовещенский район в гараже сельского совета были обнаружены два шкафа, которые ранее находились в конторе колхоза (ОФ 19346/1-2). Шкафы принадлежали зажиточному украинцу – жителю с. Глядень, который был раскулачен в 1930-е гг., а его имущество было конфисковано.

В 1991, 1999 гг. сотрудники музея совершали выезды в села Заринского района с преобладанием украинского населения – Староглушенку и Новоглушенку. В результате был сформирован комплекс (одежда, полотенца, утварь, орудия труда), характеризующий традиции Черниговщины, так как предметы были выполнены либо переселенцами, либо их потомками. Так, мастерица М.А. Филиппенко (Зеленая) (1880 г. р.) была уроженкой с. Бутовичи и приехала на Алтай в конце XIX в., А.И. Филиппенко (1904 г. р.) – уроженка с. Глухое, А.М. Масибут (1900 г. р.), М.М. Масибут (1909 г. р.) – выходцы из с. Харобичи Черниговской губернии. В 1991 г. в ходе экспедиции в Алтайский район были получены праздничные рубахи и полотенце, выполненные Н.П. Кондратюк (1907–1990) в 1920–1930-х гг. Супруги В.С. и Н.П. Кондратюк приехали в Славгородский район из г. Умань Черкасской области Украинской ССР в 1940 г., но из-за сильной засухи переехали в г. Ленинград, откуда в 1941 г. были эвакуированы снова на Алтай В с. Алтайское супруги Кондратюки основали сад, ставший впоследствии одним из крупнейших промышленных садов края. Во время историко-этнографической экспедиции в Ельцовский район в 2012 г. от Л.М. Мекшун (1953 г. р.) жителя с. Пуштулим, был получен комплекс полотенец, выполненных его матерью А.Ф. Мекшун (Рысь) (1925–2010). Мать сдатчика в возрасте 11 месяцев родители привезли с Черниговщины в моноэтничное украинское с. Бахта Ельцовского района. К сожалению, сдатчик не смог сообщить никакой информации о бытовании предметов, кроме того, что украинцы с. Бахта называли полотенца «рушниками», а узкие полотенца, крепившиеся в виде штор на иконе – «Боговы штаны».

В ходе историко-этнографической экспедиции в Угловский район в 2014 г. в дар были получены предметы, выполненные Г.М. Сергеевой (Мазепа) (1962 г. р.) жительницей с. Угловское, которая в 1987 г. приехала на Алтай из с. Абрикосовка Подольского района Хмельницкой области. Сдатчица занимается вышивкой в украинских традициях, выполняя ее в основном шерстью. Материал (ткань, нити) закупает в Украине. В музей были переданы две детские рубашки для мальчиков и салфетки, обшитые фабричным кружевом. По словам сдатчицы, для подольских мастериц было характерно обшивание изделий кружевом.

Помимо экспедиционных сборов, коллекция пополнялась за счет приобретений экспонатов у населения г. Барнаула. В 2004 г. В.Я. Ивановой был приобретен комплекс предметов женского рукоделия, выполненных в начале ХХ в. Покрывало, скатерти, полотенца, женская праздничная рубаха были изготовлены бабушкой сдатчицы Е.Р. Прокловой (Хавлук) (1889 г. р.), жительницей с. Каменская слобода Черниговской губернии. В 1932 г. семья Прокловых переехала в Барабинскую степь. По словам сдатчицы, тканый ромбовидный узор, которым украшены скатерть и полотенце, в семье называли «сосоночка». Рубаху, декорированную белой вышивкой, надевали по праздникам – «выходная рубаха» и носили с юбкой.

Одно из последних приобретений для коллекции – икона «Богоматерь, Иисус Христос, Николай Чудотворец». Она относится к народным украинским иконам, написанным непрофессиональными иконописцами с нарушением канонов. Подобные иконы появились на Украине в XVIII в. Расцвет их производства наступил в XIX в. Подобные иконы бытовали в Киевской, Полтавской, Подольской губерниях, переселенцы из которых приезжали на Алтай в начале ХХ в.

Таким образом, этнографическая коллекция «Украинцы» АГКМ, несмотря на несистематическое и неплановое комплектование, является значительной по количеству предметов и специфической по составу, поскольку включает в себя самые разнообразные составляющие по времени, месту изготовления и бытования, способу использования, характеру и типу орнаментации. Это предметы, изготовленные на территории Алтайского края и привезенные из различных районов Украины, бытовавшие в сельских населенных пунктах и городах, праздничные, обрядовые и бытовые, выполненные согласно традиции и в соответствии с современными вкусами мастериц. Все это делает собрание ценным источником для изучения формирования традиций украинских переселенцев, их изменений под влиянием различных условий и в целом специфики культуры украин­ского населения нашего региона.

_______________________

* Работа выполнена при поддержке РГНФ. Проект № 13-31-01008 а1 «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.».

Опубликовано: Грибанова Н.С., Мамонтова О.С. Этнографическая коллекция «Украинцы» Алтайского государственного краеведческого музея // Этнография Алтая и сопредельных территорий : материалы междунар. науч. конф., посвящ. 25-летию центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул, 28–30 октября 2015 г.). Вып. 9 /под ред. Т. К. Щегловой. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – С. 256–271.

   

          

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»