Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



Н.С. Грибанова, И.В. Чернова

«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЙ БЫТ УКРАИНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX‒XX В.»:
итоги реализации проекта в 2013–2014 гг.*
 

В 2013 г. при поддержке Российского гуманитарного научного фонда была начата реализация проекта «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.» группой молодых исследователей Алтайского государственного педагогического университета (Н.В. Люля, Е.А. Прохорова, канд. ист. наук Н.С. Грибанова) и Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Е.А. Коптяева, канд. ист. наук И.В. Чернова).

Выбор темы исследования был обусловлен недостаточным вниманием этнографов к украинскому населению Западной Сибири – одной из наиболее многочисленных этнических групп региона, основную часть которой на сегодняшний день составляют потомки переселенцев из юго-западных (украинских и смешанных русско-украинских) губерний России конца XIX – начала XX в. Обращение исследователей к изучению украинских переселенцев Западной Сибири отмечается только на рубеже XX–XXI вв. в связи с ростом внимания к проблемам формирования переселенческих групп и функционирования фольклорно-этнографических традиций восточнославянских народов в пространстве и времени. До начала реализации проекта в этнографическом изучении украинского населения Западной Сибири были обозначены лишь некоторые направления актуальных исследований [2]. Изучение семьи украинского населения не проводилось, семейный быт рассматривался фрагментарно, без привлечения широкого круга источников. Кроме того, в современной этнологической науке процессы трансформации этнического самосознания и традиционной культуры, а также перспективы их развития обычно рассматриваются на уровне крупной об­щности (этнические, этнографические группы, субэтносы), оставляя за рамками малые группы, и прежде всего семью. Но именно семья играет главную роль в процессах социализации и адаптации человека. Особенно ярко это проявляется в переселенческой среде, где внутри семьи решается вопрос – на какие ценностные установки ориентироваться: сообщества «места выхода» или нормы принимающей стороны? Исходя из этого была определена цель проекта – изучение семьи, развития и трансформации семейно-бытовых традиций украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в. под воздействием социокультурных, этнических, конфессиональных и политических факторов.

Изучение поставленной проблемы было запланировано на примере сразу трех регионов (Алтайского края, Новосибирской и Омской областей) и на основе комплекса источников (архивных письменных и статистических, музейных вещественных), среди которых важнейшую роль должны составить полевые этнографические материалы, собранные участниками проекта с использованием специально разработанного методического инструментария. Авторы поставили перед собой задачи – охарактеризовать происходившие на протяжении рассматриваемого периода изменения состава и структуры семей украинского населения, важнейших элементов семейного быта (жилища, одежды, пищи, предметов убранства интерьера) и обрядов жизненного цикла (родильно-крестильного, свадебного, похоронно-поминального), а также определить роль семьи в сохранении этнического самосознания и трансляции этнических традиций украинских переселенцев конца XIX – начала XX в. в условиях поликультурного пространства Западной Сибири.

В течение 2013–2014 гг. участниками проекта был разработан и апробирован исследовательский инструментарий, включающий программы и вопросники; изучена историография проблемы, подготовлен и опубликован библиографический указатель «История и этнография украинского населения Западной Сибири (1981–2013 гг.)» [2]; активизировано выявление и изучение документальных архивных и вещественных музейных материалов; подготовлено 18 публикаций по теме проекта; результаты исследования апробированы на 10 региональных и международных научных конференциях (гг. Барнаул, Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск Российской Федерации, г. Павлодар Республики Казахстан).

Основное внимание участниками проекта было уделено формированию источниковой базы исследования путем сбора полевых этнографических материалов. За два года было организовано и проведено девять экспедиций в районы Алтайского края, Омской и Новосибирской областей.

В июле 2013 г. сотрудники Центра устной истории и этнографии ЛИК Н. С. Грибанова и Н.В. Люля обследовали села Егорьевского района Алтайского края (Сросты, Малая Шелковка, Новоегорьевское, Лебяжье, Титовка, Первомайское) в составе комплексной историко-этнографической экспедиции АлтГПА (руководитель – д-р ист. наук, проф. Т.К. Щеглова) с целью этнографического изучения украинского населения степной зоны Алтайского края и его культурного наследия. В октябре того же года Н.В. Люля в с. Яготино Благовещенского района Алтайского края исследовала различные аспекты материальной и духовной культуры, а так же трансформацию семейно-бытовых отношений в семьях потомков украинских крестьян, переселившихся на Алтай в годы столыпинской аграрной реформы [11]. Студентка исторического факультета АлтГПА Е.А. Прохорова на основе материалов интервьюирования, полученных в июле 2013 г. в с. Романово Романовского района Алтайского края, рассмотрела вопросы развития и трансформации семейно-бытовых традиций украинского населения на протяжении 1940–2010-х гг., а также проблемы этнического самосознания и самоидентификации потомков украинских переселенцев, по данным текущего архива сельской администрации проследила динамику численности украинского населения. И.В. Черновой были изучены похозяйственные книги по населенным пунктам Колыванского района Новосибирской области, отражающие состав семей и частично – материальную культуру украинских переселенцев 1940–1950-х гг. в указанном районе. Кроме того, совместно с Е.А. Коптяевой полевые исследования проводи­лись на территории Одесского района Омской области.

В 2014 г. в ходе четырех экспедиций в сельские населенные пункты Омской области (Горьковский, Омский и Кормиловский районы) и Алтайского края (Романовский и Кулундинский районы) был собран обширный этнографический материал по тематике, обозначенной на предыдущем этапе: по материальной культуре (жилище, пища, хозяйство, утварь, одежда), истории семейной обрядности и этнографии детства.

Усилия участников всех экспедиций были направлены на создание устных источников по различным аспектам темы проекта в ходе интервьюирования потомков украинских переселенцев и контактировавших с ними народов, выявление и сбор материалов в текущих архивах сельских администраций (прежде всего данных похозяйственных книг), изучение коллекций районных, сельских и школьных музеев, фотосъемку сохранившихся предметов традиционной культуры и современного облика обследованных населенных пунктов, а также фиксацию состояния культуры украинского населения.

Результатом стало накопление представительного массива этнографических источников по материальной культуре, истории семей украинских переселенцев, их семейной и праздничной обрядности. Также был собран значительный комплекс визуальных материалов, включающий материалы фотофиксации участниками экспедиций современного состояния культуры украинского населения и фотокопии из семейных архивов информантов, музеев и архивов.

Исследование 2013 г. затронуло две группы украинского населения, различающихся по многим параметрам – от территории расселения до социального статуса. Первую составили переселенцы конца XIX – начала XX в., расселившиеся в южных степных районах Омской области и западных районах Алтайского края. Ко второй относятся спецпоселенцы 1940–1950-х гг., сконцентрированные в северных районах Новосибирской области, Северном Казахстане, Ханты-Мансийском автономном округе, и плановые переселенцы, зафиксированные в ходе полевых исследований в Егорьевском районе (с. Титовка) Алтайского края [4]. Все обследованные в первый год реализации проекта районы характеризуются чересполосной системой проживания украинцев и других народов (русских, белорусов, казахов), что сказалось этнокультурном облике контактировавших народов.

Как показали экспедиционные материалы, историческая память украинских переселенцев простирается максимум на три-четыре поколения вглубь, многие из них воспроизводят истории переселения в Сибирь со слов старших родственников, указывая в качестве основной причины переселения недостаток земли в местах выхода. Интервью фиксируют состав «мест выхода» украинцев, что позволяет выявить некоторые локальные традиции в обрядности и культуре.

В полученных материалах было выделено несколько общих сюжетов, характерных для украинцев Алтайского края и Омской области. Прежде всего, в обоих регионах отмечено одновременное употребление украинским населением этнонимов «украинец» и «хохол». Региональная специфика обнаружена лишь в трактовках особенностей употребления: украинское население Омской области четко отграничивает себя от украинцев, проживающих на Украине («хохлы» – это те, кто живет в Сибири, а «украинцы» – настоящие, живут на Украине). Это разграничение прослеживается и на уровне экзоэтнонимов. Яркий пример записан в с. Желанное Одесского района, когда информант (русский, по вероисповеданию – молоканин), характеризуя жителей села, постоянно говорил «хохлы», а рассказывая о своей супруге (она родилась и выросла на Украине) неоднократно отметил, что она «украинка». В селах Алтайского края маркирующим признаком при употреблении этнонима служит не только территория проживания. Важное значение имеют язык и время проживания в регионе. Незнание потомками украинских переселенцев современного украинского языка, расценивается ими как основание считать себя «хохлами», а в совокупности с местом рождения (Сибирь, Алтай) – русскими [8].

Второй сюжет связан с особенностями жилищного комплекса украинцев. В обследованных в 2013 г. селах Алтайского края и Омской области было выявлено преобладание двух основных типов жилищ – землянок и саманных домов. В этнографических материалах содержится солидный массив материалов, освещающих технологию строительства «саманок», обозначены причины их широкого распространения (прежде всего, это недостаточное количество дерева), упоминается о сохранении традиции «помочей» при строительстве [7]. В ходе экспедиций была проведена фотофиксация жилищ такого типа и их фрагментов.

Много схожих черт было выявлено в описаниях информантами двух регионов пищи – повседневной и праздничной, особенностей приготовления самых распространенных блюд – борща, пампушек, вареников. Однако их рецептура и наименование различались. Кроме того в полевых материалах, собранных в селах Омской области, упоминается о приготовлении киселей (молочных, овсяных), холодца (ряд информантов вспомнили, что холодец делали из свиной головы с языком), нескольких видов сала, свекольного кваса и самогона (на кар­тофеле, свекле, редко – на пшенице). Интересно, что в с. Лукьяновка, например, украинские переселенцы называли все супы, которые готовили русские, «щами», вне зависимости от их рецептуры. Специфика группы была обозначена и в названии блюд. Например, в Одесском районе Омской области, по сведениям информантов, широкое распространение получила традиция приготовления «капусты с пшеном», или «хохлятской капусты», тогда как в селах Алтайского края к числу традиционных украинских блюд информанты отнесли: борщ «со свекольным квасом и фасолью», галушки (раскатанное и разрезанное ножом пресное бездрожжевое тесто), «рванцы» (рваное руками пресное бездрожжевое тесто), вареники с «сыром и вареной картошкой», драники. Самыми распространенными напитками были названы чай из мяты, молоко и квас. При этом здесь, не смотря на почти идентичный набор выращиваемых сельскохозяйственных культур, в полевых материалах фиксируется лучшая сохранность украинских наименований ингредиентов для приготовления блюд. Украинские хозяйки старшего поколения в селах Алтайского края называли свеклу «буряком», огурцы – «огирками», тыкву – «гарбузами», а арбузы – «ковунами» и т.п.

Очень важным аспектом в характеристике семейной обрядности украинского населения двух регионов стало наличие практически идентичного набора атрибутов свадебного обряда – венки, гильце, шишки, квитки, а также сохранность традиции раздельного приглашение гостей женихом и невестой. Эти особенности подтверждает и собранный комплекс фотографий из семейных архивов информантов. Так, например, на многих фотографиях, сделанных вплоть до 1960-х гг., невесты запечатлены в венках из воска и бумаги, а женихи с квиткой на груди. При этом в селах Алтайского края отмечается лучшая степень сохранности лексики, связанной со свадебной обрядностью.

В ходе полевых этнографических исследований 2014 г. основное внимание было уделено переселенцам конца XIX – начала XX в. При этом были обследованы районы центральной части Омской области, характеризующиеся «чересполосным» проживанием украинского населения с различными старожильческими группами русских, и районы степной зоны Алтайского края, различающиеся плотностью первоначального расселения украинских переселенцев и составом (этническим, этнографическим, конфессиональным, социальным) окружавшего их населения. Так в Романовском районе украинские переселенцы в большей степени взаимодействовали с русским старожильческим населением и южнорусскими переселенцами, в Кулундинском районе основными группами окружавшими «хохлов» долгое время были немцы и казахи. Этот факт оказал заметное влияние на самоидентификацию потомков украинских переселенцев, сохранность языка и некоторых традиций семейно-бытовой сферы. В результате был получен ценнейший материал для определения роли этнического фактора в сохранении и трансляции этнических традиций украинских переселенцев конца XIX – начала XX в. в условиях поликультурного пространства Западной Сибири.

Было продолжено изучение жилой среды потомков украинских переселенцев, особое внимание уделялось выявлению традиций и новаций в строительстве и убранстве жилища, повседневному быту украинской семьи [1]. В частности было выявлено, что наиболее устойчивым традиционным элементом в быту украинского населения являлось внутреннее убранство хаты, в то время как материал и тип жилища часто был обусловлен социально-экономическим положением и природно-географическими условиями проживания украинского населения в различных районах Западной Сибири.

Исследование семейной обрядности проводилось не только с привлечением полевых (как и ранее), но и архивных материалов (прежде всего похозяйственных книг за 1930–1980-е гг. и епархиальных изданий), что позволило охарактеризовать указанный аспект в динамике. Полевые материалы демонстрируют сохранение большинства традиционных элементов свадебного обряда [5; 6], тогда как данные священников начала XX в. показывают сложности, возникающие у переселенцев, например, при регистрации браков, а также варианты несоблюдения церковных канонов в родильном и погребальном обряде [3].

По-прежнему в ходе полевых исследований важная роль отводилась изучению особенностей этнической самоидентификации украинского населения Алтайского края и Омской области. Было выявлено, что также как и в обследованных в первый год районах язык в его диалектной форме («хохляцкий язык») выступает важнейшим признаком идентификации и самоидентификации потомков украинских переселенцев. Кроме того, было установлено, что начиная с 1950–1960-х гг. в селах Омской области из бытового обихода начинает выходить украинский язык, привезенный в Сибирь переселенцами второй половины XIX – начала XX в. Интервьюирование, проведенное в селах Алтайского края с потомками украинских переселенцев различных возрастных групп (1924–1979 гг.) позволило проследить специфику изменения речи информантов, характеризующуюся в целом достаточно устойчивым сохранением до настоящего времени у всех возрастных групп фонетических особенностей языка и последовательным выходом из активного словаря лексики, присущей «хохляцкому языку».

Важной темой второго года стала социализация и этнография детства. Были исследованы изменения в восприятии детства и детской субкультуре украинского населения Западной Сибири на протяжении 1910–1970-х гг. Было выяснено, что важным аспектом была религиозная социализация, в 1910–1940-х гг. начинавшаяся еще в неонатальный период. Здесь можно увидеть сочетание церковных канонов и традиционных «народных» воззрений. В процессах социализации ярко прослеживается ориентация украинцев на традиционную крестьянскую, хозяйственную составляющую, вследствие чего грамотность до 1940-х гг. не считалась обязательным параметром, важнее было формирование трудовых навыков. Кроме того, выявлено, что в связи с произошедшими социально-культурными изменениями, трансформируется и «мир детства»: появляются сюжеты, связанные с трудовой деятельностью в колхозах [10].

Таким образом, проведенные полевые исследования показывают, что украинцы в исследуемых регионах демонстрируют наличие общих маркирующих признаков во многих сферах культуры. Выявленная региональная специфика свидетельствует о большей степени «осибирячивания» украинского населения Омской области по сравнению с потомками украинских переселенцев Алтайского края. Однако требуется дальнейшая работа, как по расширению географии изучения украинского населения рассматриваемых регионов, так и по систематизации и анализу собранных материалов с тем, чтобы детализировать имею­щиеся представления.

В течение двух лет проводилось изучение особенностей переселения и материальной культуры украинского населения Омской области и Алтайского края с использованием комплекса источников. В Российском государственном историческом архиве был собран материал, касающийся государственной переселенческой политики. Работа проводилась в фондах №№ 391, 1285 и 1642. Большую часть материалов составили прошения украинцев с просьбой переселиться в Сибирь, позволяющие охарактеризовать пофамильный состав переселенцев, их имущественное положение и факторы, повлиявшие на решение пере­селиться. Кроме этого, на основании отчетов чиновников разных уровней конца XIX–XX вв. удалось выявить роль государства в стимулировании более широкого использования технологии саманного строительства на территории степных и лесостепных переселенческих районов. В этих источниках показаны особенности природно-географических условий формирования культуры украинских переселенцев, а также содержатся данные о взаимоотношениях между принимающим сообществом и переселенцами [9].

Особое значение коллективом участников проекта уделяется популяризации темы исследования и введению в научный оборот собранных источников. С этой целью была создана станица проекта на сайте Сибирского филиала Российского института культурологии (http://sfrik.omskreg.ru/page.php?id=368) и подготовлен мультимедийный альбом (DVD-диск), включающий наиболее интересные источники и результаты двухлетней работы авторов по теме проекта [9]. В альбом вошли материалы экспедиционных исследований (фотографии, интервью, фольклорные записи) участников проекта, фотографии предметов быта, одежды, декоративно-прикладного искусства из собраний музеев Алтайского края и Омской области, записи выступлений фольклорных коллективов, копии архивных документов, аналитические статьи и обширная библиография по теме проекта. Количество источников и материалов, включенных в альбом, ограничено емкостью носителя, однако позволяет сформировать представление об этнокультурных особенностях украинского населения Алтайского края и Омской области, основных тенденциях развития и трансформации семейно-бытовых традиций в XX в., а также обратить внимание на все еще слабую степень изученности этой этнической группы.

Таким образом, полученные в течение двух лет результаты составляют важную часть проводимого исследования, как с точки зрения накопления источников по теме проекта, так и их систематизации и научного анализа. В текущем году будет продолжено исследование семьи и семейного быта украинского населения, важнейшим результатом которого должна стать подготовка к изданию рукописи коллективной монографии по теме проекта.

___________________________

* Работа выполнена при поддержке РГНФ. Проект № 13-31-01008 а1 «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.».

Опубликовано: Грибанова Н.С., Чернова И.В. «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.»: итоги реализации проекта в 2013–2014 гг. // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2014 г. : археология, этнография, устная история. Вып. 10 : материалы Х междунар. науч.-практ. конф., г. Барнаул, 22–23 апр. 2015 г. / отв. ред. М.А. Демин, Т.К. Щеглова. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – С. 262–271.

Литература

1. Грибанова Н.С. Традиции повседневного и праздничного убранства украинской хаты в селах Алтайского края // Международный продовольственный форум «Сибирское поле: от освоения целины до продовольственной безопасности страны» / под общ. ред. М.П. Щетинина. – Барнаул: Литера, 2014. – С. 208–212.

2. История и этнография украинского населения Западной Сибири: библиографический указатель (1981–2013 гг.) / сост. Н.С. Грибанова, И.В. Чернова. – Барнаул: ООО «АЗБУКА», 2014. – 36 с.

3. Коптяева Е.А., Новикова Ю.С. Семейная обрядность украинского населения Омского Прииртышья на страницах епархиальных изданий конца XIX – начала XX века // Вестник Омского университета. Сер.: Исторические науки. – 2014. – № 3. – С. 101–104.

4. Люля Н. В. Переселения и условия адаптации украинцев в с. Титовка Егорьев­ского района Алтайского края в рамках реализации плановой переселенче­ской политики в 1939–1942 г. // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: материалы X науч.-практ. конф. / под ред. Т. Н. Золотовой [и др.]: в 3 ч. – Омск: Изд-во Омск. гос. аграрн. ун-та, 2014. – Ч. 1. – С. 313–317.

5. Люля Н. В. Сохранность семейно-бытовых традиций в среде украинских переселенцев Алтая в 1910–1940-е годы // Международный продовольственный форум «Сибирское поле: от освоения целины до продовольственной безопасности страны» / под ред. М. П. Щетинина. – Барнаул: Литера, 2014. – С. 212–215.

6. Люля Н. В. Традиционные элементы в свадебной обрядности украинских переселенцев Алтая 1910–1960-х гг. как этнический маркер // Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной практики исследования: программа и тезисы. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. – С. 64–65.

7. Новикова Ю.С., Чернова И.В. Материальная культура украинского населения Омского Прииртышья (по материалам этнографических экспедиций 2012–2013 года) // Культурологические исследования в Сибири. – Омск: ООО «Издательский дом "Наука"», 2013. – № 2 (41). – С. 92–97.

8. Прохорова Е.А. Роль языка в определении этнической идентичности украинского населения Алтайского края // Студент и научно-технический прогресс: материалы 51-й междунар. науч. студенческой конф.: Этнография. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2013. – С. 62–63.

9. Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.: мультимедийный альбом [Электронный ресурс] / авт.-сост. Н.С. Грибанова, И.В. Чернова, Н.В. Люля [и др.]. – Барнаул, 2014. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

10. Чернова И.В. Этнография детства украинского сельского населения Омского Прииртышья // Вестник Омского университета. Сер.: Исторические науки. – 2014. – № 3. – С. 94–100.

11. Щеглова Т.К. Социокультурная адаптация столыпинских переселенцев на Алтае на протяжении 1910–1980-х гг.: стратегии и результаты (по материалам полевых исследований) // Вестник алтайской науки. – 2014. – № 1. – С. 252–257.

     
© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»