Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



А.С. Свидовская

СТРОИТЕЛЬСТВО ГЛИНОБИТНОГО ЖИЛИЩА ПОТОМКАМИ УКРАИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ РОМАНОВСКОГО РАЙОНА В 1950–1960-е ГОДЫ 
(ПО ПОЛЕВЫМ МАТЕРИАЛАМ 2010, 2014 ГГ.)*


Изучение крестьянского жилища – одно из направлений иссле­довательской работы коллектива Центра устной истории и этнографии АлтГПУ, реализуемых под руководством доктора ист. наук, проф. Т.К. Щегловой с 1994 г. Ежегодно участниками историко-этнографических экспедиций в различных районах Алтайского края проводится обследование застройки населенных пунктов, выявляются памятники жилой архитектуры, осуществляется сбор устных исторических источников. С активизацией полевых исследований ЦУИиЭ в западных районах края с начала 2000-х гг. особое внимание уделяется переселенче­ским традициям жилищного строительства [20–24]. Так, в ходе полевых исследований 2010 г. в селах Романовского района было выявлено использование в строительстве домов вплоть до 1960-х гг. дерна, камыша, лозы, глины, соломы и других природных материалов, зафиксированы некоторые приемы каркасной и глинобитной (вальковой и литой) техник строительства [21]. В 2014 г. участниками отрядов историко-этнографической экспедиции АлтГПА в селах Романово, Сидоровка (руководитель – Н. С. Грибанова) и Дубровино (руководитель – Н. В. Люля) Романовского района был продолжен сбор материала по жилищному строительству в рамках изучения культуры и семейного быта украинских переселенцев, составляющих большую часть населения этих сел.

В 1950–1960-е в селах Романовского района начинается активное строительство нового жилья. Информанты связывают это с реализацией политики освоения целинных и залежных земель, приведшей к увеличению урожаев и доходов населения: «После 54-го года урожай хороший был, тогда люди начали жить и мало-мальски строиться начали» [7]. Наибольшее распространения в эти годы получило строительство жилых домов из смеси глины и соломы как самых доступных материалов: «...соломы много было, колхозы лошадей давали воду возить, люди дружно жили, помогали» [9], «.лес дорогой, и очень мало давали, и средств не было практически. И поэтому тут в основном наша деревня была саманная» [13]. Пик строительства глинобитного жилища, например в с. Сидоровка, приходится на вторую половину 50-х гг. XX в. [18].

Согласно полевым материалам, потомки украинских переселенцев указанных сел предпочитали литой способ возведения глинобитного жилища, при котором в каркас (опалубку) из досок заливается глиняный раствор, затем укладывается слой соломы, утаптывается и вновь заливается разведенная водой до состояния сметаны глиняная масса. Когда каркас наполнен доверху, он поднимается, и весь процесс повторятся заново [19, с. 94]. Такой способ постройки был самым приемлемым в условиях рассматриваемого периода, как и в другие экономически сложные, «трудные годы» [22], – менее затратным и трудоемким, наиболее быстрым.

Интересно отметить, что глинобитные литые хаты информанты называют по-разному: в с. Дубровино – саманухи [7], саманушки [2], топки [4], топтаные [6], топтанки [17]; в с. Сидоровка – лепки/липки [3; 5, 11; 14; 16], саманные [12]; в с. Романово – литые [10], саманные [1, 13]. Как выяснилось, мнение информантов отличается от принятого в научной литературе разделения глинобитной техники на саманную и литую. Саманом жители указанных сел называют смесь глины с соломой, которую утаптывали при возведении стен. «Сначала были эти саманухи – мы их называли – литые такие глиняные хатёнки...» [7]. В научной литературе, как известно, саманом принято называть глиняный сырцовый кирпич с примесью мелко нарубленной соломы и навоза [19, с. 93].

Строили литые хаты летом в сухую и жаркую погоду. Наиболее подходящим временем начала строительства был выходной день: «Как выходной який – в воскресенье, так обязательно где-то стройка открывается» [10]. Чтобы слить дом за один день, нужно было 30–50 человек, поэтому «собирали помощь» («помочь») – звали родственников, знакомых, соседей. На строительство приглашали просто: «Топтать саман (хату) я приглашаю. Придешь?» [9]. Информанты отмечают, что народ в то время был дружный, отказывать было не принято, а иногда приходили и без приглашения: «у нас вот як начнут тут, на нашей примерно улице делають, тут вся улица и придет. Все идут просто» [10].

Традиции коллективной взаимопомощи проявлялись и в отсутствие вознаграждения или платы за работу. При этом работавших на строительстве дома было принято кормить три раза в день. Завтрак и обед были легкими, за столы не садились, перекусывали на ходу. Вечером устраивали коллективный ужин в честь постройки дома: «в обед так покушали –и опять работать, а ужин потом до песен» [13]. Приготовлением пищи для строителей дома занималась хозяйка. Ей помогали два-три человека: «там, может, кака девчушка или старушка или инвалид такой, шо, ну, не может там работать» [10].

Возводили литые хаты, как правило, без фундамента – снимали первый слой земли толщиной около 50 см, «чтоб на рыжую землю, так сказать, [ставить],там она как-то вся уже тверже, крепче» [10]. Первым этапом строительства была установка опалубки («обшивки» [8], «формы» [13]) для будущих стен дома. Для этого по периметру будущей постройки в два ряда на расстоянии около 30 см друг от друга (толщина стены) вкапывали нетолстые бревна длиной не менее высоты будущего дома. С внутренней стороны бревен закрепляли доски таким образом, чтобы образовалась форма для заливки: «Потом сюда, меж этих досок, – солома, глина. Как натоптали полные, то берем, подымаем уже эти доски выше» [10].

Размер дома зависел от желания и достатка хозяина, а также от размера имевшихся досок для опалубки, которые зачастую передавались «из рук в руки» [4, 9]. Самые распространенные размеры хаты у потомков украинских переселенцев – 8 х 4 м. Перегородку, разделявшую внутреннее помещение на две комнаты, могли лить из глины вместе с внешними стенами или устанавливать дощатую уже после высыхания стен.

Материалом для строительства в селах Романовского района служила повсеместно имевшаяся в изобилии красная (рыжая) глина. Глину копали возле реки, пруда или использовали оставшуюся при строительстве колодца, погреба: «Красная глина местная была: кто погреб себе копал, кто колодец –по-разному было» (с. Романово) [13], «а у нас тут глины много возле речки, и погреба же копали. Специального места не было. Глина вся красного цвета» (с. Дубровино) [9]. Но чаще всего глину копали непосредственно около места строительства –во дворе будущего дома. М. А. Корецкий объяснил это экономией средств и сил: «Ну а на чем возить? Тогда ж техники не было, а самосвалы никто не видал даже. Все вручную, все вручную» [10].

Для подготовки глиняной массы снимали дерн и верхний слой земли, глину перекапывали, добавляли в нее воду, привозимую на телегах и бричках в деревянных бочках к месту строительства из сельского пруда или с реки. Двое-трое мужчин перемешивали воду и глину до состояния «сметаны» специальными болтушками (гартушками, колотушками), представлявшими собой доску шириной 25–30 см с длинной ручкой (держаком) [10]. Для строительства одной хаты приходилось копать две-три ямы, которые впоследствии хозяева дома постепенно засыпали мусором или золой [10].

В с. Романово и с. Сидоровке, по воспоминаниям информантов, получившийся раствор глины переносили ведрами и заливали в опалубку, после чего туда укладывали слой пшеничной соломы и утаптывали. Житель с. Дубровино А.И. Ещенко вспоминал, что солому добавляли в яму с глиняным раствором, перемешивали ногами люди и лошади, и полученную массу ведрами переносили в опалубку и там утаптывали [7].

Количество и размер окон зависели от желания хозяина. В с. Романово для них во время литья стен «замечали» место, вставляя две сбитые под прямым углом доски. Образовавшийся проем после просушки расширяли до нужных размеров пилой или топором. Таким же способом оставляли место под двери. В селах Дубровино и Сидоровка при литье было принято сразу вставлять четырехугольный каркас по размеру будущего окна: «...С досок сбивали, топчут, а потом поставили этот четырехугольничек, и глиной не заполняется» [3, 9].

Для просушки дома требовалось два-три месяца, после чего при­ступали к возведению крыши, укладке пола, установке окон и дверей. Для этого требовалось дерево, с приобретением которого в рассматриваемый период были сложности. Лес «доставали. кто как придумает» [10]. Случалось, что стены дома стояли несколько лет из-за невозможности приобрести необходимый материал.

Как свидетельствуют информанты, в рассматриваемых селах в 1950–1960-е гг. солома все еще оставалась распространенным материалом для кровли. Из нее «сбивали граблями» и вязали снопы около 30 см в обхвате, которые укладывались на обрешетку крыши рядами снизу вверх. Первый ряд привязывали к обрешетке травой. Иногда первый ряд укладывали из камышовых снопов – острижек, они более крепкие и длинные. Иногда для прочности соломенную крышу обливали глиной.

Пол в хате в зависимости от достатка хозяина был деревянным или земляным (глиняным). Доски деревянного пола с помощью шкантов скрепляли между собой и закрепляли на лаги –бревна или брусья, уложенные при отсутствии фундамента прямо на землю на расстоянии около метра друг от друга. Для земляного пола насыпали и утрамбовывали влажную глину высотой около 25 см деревянными трамбовками: «Земляной пол делали. рыжую глину засыпають туда и. вот так вбивают и вбивают, немножко влажную» [10]. После этого «земляной» пол смазывали раствором глины с водой и коровьим навозом – «делали доливку». В хатах с деревянным полом под одним из жилых помещений копали погреб (яму), служивший для хранения продуктов и для вентиляции [10].

Стены снаружи и внутри глинобитного литого дома выравнивали при помощи лопаты, мазали несколько раз раствором из глины, конского навоза и мякины (половы), затем затирали раствором глиной с песком. Хаты обязательно белили снаружи и внутри белой глиной, за которой специально ездили на озера в соседние села – Гуселетово (Ро­мановский район) и Чистоозерку (Завьяловский район).

Украшение оконных проемов зависело от материального положения хозяина дома: «Ну, это как у хозяина достача какая есть. Кто делал наличники, кто глиной сделает» [10]. «Сделать глиной» означало обвести полосой желтой глины по белой стене вокруг оконного проема.

Вокруг дома для утепления пола из сырцового кирпича или рас­пиленных литых стен возводили завалинку (призьбу) высотой около 40 см: «С кирпича с такого, с каких-то отходов, кто из самана такие нарежет и сделает, и засыпает» [1, 2]. Завалинку обмазывали и белили. Летними вечерами на ней собирались на посиделки и пели песни.

Таким образом, в 50–60-е гг. XX в. «ренессанс» традиционной литой техники строительства из-за ее практичности, быстроты и дешевизны используемого материала позволил многим потомкам украинских переселенцев обеспечить свои семьи жильем.

————————————

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.». Проект № 13-31-01008 а1.

Опубликовано: Свидовская А.С. Строительство глинобитного жилища потомками украинских переселенцев Романовского района в 1950–1960-е годы (по полевым материалам 2010, 2014 гг.) // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2014 г.: археология, этнография, устная история. Вып. 10 : материалы X междунар. науч.-практ. конф., г. Барнаул, 22–23 апр. 2015 г. / отв. ред. М.А. Демин, Т.К. Щеглова. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – С. 164–169.


Источники и литература

1. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2010 г.: Романовский район, с. Романово. Безнедельная А. А. 1923 г. р.

2. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с. Дубровино. Бузин Д. В. 1929 г. р.

3. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с. Сидоровка. Гавриленко Е. Д. 1927 г. р.

4. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с. Дубровино. Гиливеря Д. П. 1939 г. р.

5. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с. Сидоровка. Дедух Л. Т. 1932 г. р.

6. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с. Дубровино. Дорошенко Р И. 1937 г. р.

7. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2010 г.: Романовский район, с. Дубровино. Ещенко А. И. 1939 г. р.

8. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2010 г.: Романовский район, с. Дубровино. Ильяшенко М. П. 1935 г. р.

9. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2010 г.: Романовский район, c. Дубровино. Калашник И. Ф. 1929 г. р.

10. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с. Романово. Корецкий М. А. 1930 г. р.

11. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с. Сидоровка. Кульша А. Ф. 1939 г. р.

12. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с. Сидоровка. Петечел Л. К. 1940 г. р.

13. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2010 г.: Романовский район, с. Романово. Рева В. Д. 1940 г. р.

14. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с. Сидоровка. Сайкина М. И. 1924 г. р.

15. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2010 г.: Романовский район, с. Романово. Сапа П. Е. 1932 г. р.

16. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с. Сидоровка. Сиротенко А. И. 1933 г. р.

17. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2010 г.: Романовский район, с. Дубровино. Ярошенко Н. И. 1935 г. р.

18. Архив администрации Сидоровского сельского совета. Похозяйственные книги с. Сидоровка. Ф. 3. Оп. 1д. Д. 95-104. Кн. № 1–10 за 1971–1973 гг.

19. Восточнославянский этнографический сборник: очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в. / отв. ред. С. А. Токарев. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – 797 с.

20. Грибанова Н. С. Украинские переселенцы Поспелихинского района: особенности самосознания, материальной и духовной культуры // Краеведческие записки. – Барнаул: ОАО «ИПП "Алтай"», 2009. – Вып. 8. – С. 71–78.

21. Руш Ю. В. Переселенческие традиции в архитектуре Романовского района (по материалам историко-этнографической экспедиции 2010) // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2010 г.: археология, этнография, устная история. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – Вып. 7. – С. 277–281.

22. Щеглова Т. К. Адаптационные возможности крестьянской переселенческой культуры в селах западного степного и лесостепного Алтая: традиции и новации в 1930–1950-е годы на примере каркасного жилища // Актуальные вопросы истории Сибири. Девятые научные чтения памяти проф. А. П. Бородавкина: мат-лы Всерос. науч. конф. / под ред. В.А. Скубневского, К.А. Пожарской. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. – С. 67–70.

23. Щеглова Т.К. Использование глины, соломы, чащи, камыша, кольев и других природных материалов в обустройстве сельской усадьбы и быта семья в послевоенной деревне Алтайского края (1940–1950-е гг.) на лесостепных и степных территориях // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае 2013 г.: археология, этнография, устная история. – Павлодар: ПГПИ, 2014. – Вып. 9. – С. 258–269.

24. Щеглова Т.К. Русские, украинцы, немцы, казахи степного запада Алтайского края: формирование переселенческой историко-этнографической области и сельского культурного ландшафта (материалы к историко-этнографическому атласу Алтайского края) // Этнография Алтая и сопредельных территорий : мат-лы Междунар. науч. конф. / под ред. Т.К. Щегловой. – Барнаул: Изд-во АлтГПА, 2011. – Вып. 8. – С. 72–83.

     

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»