Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



Н.В. Люля

ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК В СЕМЬЯХ УКРАИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВАЛТАЙСКОГО КРАЯ В 19201940-е ГГ.*


В рамках проекта «Семья и семейный быт украинского населенияЗападной Сибири в конце XIX–XX веке» одной из главных тем является этнография детства. В ходе полевого сезона 2014 г. (Кулундинский,Романовский районы Алтайского края) участниками проекта был продолжен сбор источников о системе воспитания украинского населения, в частности о воспитании девочек. В основу публикации положены воспоминания потомков украинских переселенцев 1918–1939 г. р., дополненные устными источниками, полученными автором и сотрудниками ЦУИиЭ АлтГПУ в селах Поспелихинского (2008 г.) и Благовещенского (2013 г.) районов Алтайского края.

Полевые исследования показали, что в рассматриваемый период воспитание девочек в семьях украинских переселенцев включало обучение нравственным правилам поведения, религиозным канонам, ведению домашнего хозяйство для сохранения и передачи традиций.

Приобщение девочек к православным ценностям начиналось в рассматриваемый период с «погружения», которое заменяло крещение после закрытия церквей в 1930-е гг. Совершали его «бабки» – пожилые, часто одинокие женщины, знающие церковные каноны и умеющие читать богослужебные книги. «Бабки» совершали «погружение» младен­ца в воду в домашних условиях, читая молитвы в присутствии крестных родителей, после чего ребенок считался крещеным [1; 2]. В памяти информантов старшего поколения остались воспоминания о том времени, когда в селах еще были церкви, и как крестили младенцев [1; 2]. А. М. Бараненко рассказывала: «Маленьких сразу хрестять. Сразу нэсуть у цэркву. А уже величенько – понимае, крычить! Он [батюшка] налыл воды и его тры раза мочэ» [1].

Роль религиозного воспитания в 1920–1940-е гг. значительно ослабевает, что связано с государственной политикой. С взрослением девочек обучали молитвам бабушки.

Согласно полевым материалам, традиция воспитания детей старшим поколением (бабушками, дедушками), характерная для восточнославянских народов, в семьях украинских переселенцев сохранялась в рассматриваемый период и приобрела особую значимость в военное время [10]. Не занятые в колхозных работах старики, в отличие от родителей, являлись главными воспитателями детей, предавая им нравственные нормы, трудовые навыки и т. д. Дети уважительно относились к ним, часто даже боялись перечить и беспрекословно выполняли возложенные на них обязанности. П. А. Химочкина рассказывала: «Маты все в бригаде, а эта старушечка вот останется с нами. Це бабка уже старенька была, а усе за нами приглядывала» [5].

Особое внимание в семьях украинских переселенцев уделяли привитию девочкам трудовых навыков, необходимых для ведения домашнего хозяйства [10; 12]. Отношение девочек к труду формировалось через привлечение их домашним занятиям, которые выполняли взрослые женщины. При этом характер трудовых обязанностей был обусловлен возрастными особенностями.

С шести-семи лет девочки присматривали за домашней птицей (цыплятами, утятами) и животными (овцами, коровами), рвали траву для телят, носили воду, пололи и поливали огород, собирали созрев­шие овощи и ягоды («квасоль», паслен и т. д.) [3–8]. Информанты вспоминали: «За цыплятами [присматривали]. Там квочка ходит, следишь, шоб коршун не крал! Гуся гоняли на воду. Там целый день находились. Двое погонят, одна прибежит, шобы поесть, а гуси аж до вечера там на озере. Детям была работа» [5]. Или: «Ей [сестре] четыре года, а мне восемь, вот мы и помогали рассадник полывать. <...> Корову надо доить и надо исты варить. А мы помогалы» [4].

С десяти лет в обязанности девочек входила прополка и уборка конопли, необходимой для изготовления одежды, дерюжек, мешков и т. д. [5]. В военное время девочки помогали мальчикам собирать «коровьи лепешки» и делать «кизяки», использовавшиеся в качестве топлива, а также собирали различные травы для употребления в пищу, лесные ягоды, грибы.

К важным хозяйственным навыкам, которыми должна обладать будущая хозяйка, относилось умение прясть, вышивать, шить одежду, готовить пищу, делать уборку. В довоенное время девочек обучали рукоделию, приготовлению пищи. В военные годы в связи с ухудшением рациона питания сельского населения передача традиций приготовления украинских блюд в семье прерывается. Для девочек, детство которых пришлось на рассматриваемый период, не являлось значимым умение изготавливать и вышивать предметы декоративного убранства жилища (рушников, божников и т. д.). Большая часть опрошенных освоила технику вышивки, только будучи взрослыми [3; 6; 8].

С десяти лет девочек приобщали к более сложной работе по дому: белить дом белой глиной с улицы, мазать пол в доме специальным раствором из глины («доливкою»), подводить плинтус раствором желтой глины [3–5; 8]. Особенно охотно информанты вспоминают о стремлении придать хате нарядный вид. Для этого брали небольшой кусочек ткани, окунали его в раствор желтой глины и делали «цветочки на плинтусах». Г. М. Глушко вспоминала: «Макаешь в желту глину и вот так – раз. Потом промежуток. Потом – раз. Оно как цветочки получается» [3].

Также с десятилетнего возраста девочки начинали «нянчиться» с младшими братьями и сестрами, в то время как старшие члены семьи были заняты работой [3–5; 8].

Согласно полевым материалам, девочек в украинских семьях наказывали редко, но так же, как и мальчиков, за «шкоду» – ослушание, поведение, выходившее за рамки принятого [3–5], например, когда девочки забывали полить вовремя огород, не помыли пол в доме, с соседнего огорода «утащили» овощи, ягоды и т. д. По словам информантов, детей наказывали очень редко [4–7]. Связано это с тем, что наказы родителей выполнялись беспрекословно: «Даже в мыслях такого не было, шоб шо-то там не сделать» [3]. В результате этого даже предупреждение родителей, что за ослушание может последовать телесное наказание, фор­мировало положительные качества личности ребенка. П. А. Химочкина вспоминала: «Где-нибудь шо-нибудь не сделаешь-то, всегда было, прут возлэ маткы лэжал. Так прутик лэжить, как че: "А вон – бачила?" [говорит отец. – Н. Л.]. Не послухаешь, не сделаешь, тибэ попадэ, уже знаешь. Все...» [5].

Реже родители применяли телесное наказание –били ремнем, «лозой», ставили на колени в угол, давали веник в руки ребенку, насыпали на пол соль или горох [3–5; 9]. В с. Романово родители использовали словесную угрозу, что за ослушание может последовать телесное наказание – «похвалку» [9].

В рассматриваемый период воспитание девочек в семьях украинских переселенцев сохранят традиционные черты. Связано это с тем, что воспитанием занимались старики, передававшие религиозные знания, трудовые навыки и тем самым осуществлявшие трансляцию традиций.

————————————

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.». Проект № 13-31-01008 а1.

Опубликовано: Люля Н.В. Воспитание девочек в семьях украинских переселенцев Алтайского края в 1920–1940-е гг. // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2014 г.: археология, этнография, устная история. Вып. 10 : материалы X междунар. науч.-практ. конф., г. Барнаул, 22–23 апр. 2015 г. / отв. ред. М.А. Демин, Т.К. Щеглова. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – С. 127–131.


Источники и литература

1. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2008 г.: Поспелихинскийрайон, с. Клепечиха. Бараненко А. М., 1918 г. р.

2. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Материалы ИЭЭ 2008 г.: Поспелихинский район, с.Клепечиха. Игнатенко А. М., 1913 г. р.

3. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ Материалы ИЭЭ 2014 г.: Кулундинский район, с.Семеновка. Глушко (Ляховченко) М. Г., 1939 г. р.

4. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Кулундинский район, с.Семеновка. Юрченко (Гутыра) Л. В., 1935 г. р.

5. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с.Гилев Лог. Химочкина П. А, 1932 г. р.

6. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с.Гилев Лог. Буценко (Усачева) Е. Ф., 1934 г. р.

7. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ Материалы ИЭЭ 2013 г.: Благовещенский район, с.Яготино. Горкун Н. Т., 1936 г. р.

8. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Материалы ИЭЭ 2013 г.: Благовещенский район, с.Яготино. Кошун (Близнюк) Т. Г., 1936 г. р.

9. Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Материалы ИЭЭ 2014 г.: Романовский район, с.Романово. Корецкий М. А. 1930 г. р.

10. Особенности воспитания детей у восточных славян [Электронный ресурс]. URL: http://atnews.org/news (дата обращения 20.01.2015)

11. Кись О. Женщина в традиционной украинской культуре (вторая половина XIX – начало XX в.). – Львов: Ин-т народоведения НАН Украины, 2008. – 272с.

12. Ярушак М. И. Структурные компоненты воспитания девочки в украинской семье средствами этнопедагогики (конец XIX – начала XX века) [Электронный ресурс]. URL: http://jurnal.org/articles (дата обращения 20.01.2015).

    

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»