Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



H.В. Люля

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКОГО СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ*


Процесс изменения культуры этнических общностей происходит под воздействием различных факторов. Наиболее активное влияние оказывают факторы изменения природных условий, развития экономики, контакта с носителями другой культуры [Культурология, 1996]. Материальная культура, по мнению этнографов, в большей степени подвержена такому воздействию.

Одной из задач полевых исследований автора и участников историко-этнографических экспедиций АлтГПУ (2008–2014 гг.) являлось выявление изменений материальной культуры (жилища, пищи, одежды) украинского сельского населения Алтайского края на протяжении XX в.

Полевые материалы показывают, что традиционными элементами материальной культуры украинских переселенцев конца XIX – начала XX в. можно считать глинобитные хаты, крытые камышом или соломой; такие блюда как борщ с фасолью, соленое свиное сало, галушки (рванцы), вареники с сыром, ягодами, вареным карто­фелем, пшенную кашу с тыквой, кулеш, пампушки с чесноком или маком, драники, кисель; одежду: вышитые мужские рубашки и женские сорочки, юбки (спидницы), кирсетки, фартуки с вышивкой, чоботы (кожаная обувь) [Архив ЦУИиЭ ЛИК, ИЭЭ 2008–2014 гг.; Прохорова, 2014, с. 212–213; Щеглова, 2011, с. 211–213].

Оказавшись в новых природно-географических условиях, украинские переселенцы были вынуждены приспосабливаться к иному климату и географической специфике новых районов поселения.

Природные условия Алтайского края позволили украинцам выращивать традиционный набор овощей (огирки, фасоль, буряки, гарбузы, ковуны, картофель, капусту, морковь и т. д.)[Украинцы, 2000, с. 242]. Однако переселенцам пришлось отказаться от возделывания садов с плодово-ягодными культурами (яблоками, грушами, сливами и т. д.), плоды которых были заменены дикорастущими яблоками-ранетками, земляникой, смородиной, пасленом [Архив ЦУИиЭ ЛИК, ИЭЭ 2010–2014 гг.].

Частые низкие зимние температуры заставляли украинских переселенцев носить валенки (пимы), овечьи полушубки, вязаные шали продолжительную часть времени года. Информанты вспоминали: «Тут не то, что у нас [на Украине]. Тут без пимов делать нечего! Нет пимов – сидишь дома!» [Архив ЦУИиЭ ЛИК, ИЭЭ 2012 г.].

На протяжении первой половины XX века глина продолжала оставаться основным материалом для строительства жилища в степной зоне Алтайского края. Доступность материала, простота техники и короткие сроки возведения построек способствовали сохранению традиций глинобитного строительства украинским населе­нием, что являлось важным условием успешной адаптации украинского населения на территории Алтайского края [Щеглова, 2011, с. 80]. В приборовой и лесостепной зонах края украинские переселенцы еще в начале XX в. строили срубные деревянные дома (Панкрушихинский, Егорьевский, Волчихинский районы) [Архив ЦУИиЭ ЛИК, ИЭЭ 2011–2013 гг.]. С середины 1950-х гг. повсеместно наблюдается постепенный переход к строительству деревянных, а позднее и кирпичных домов.

Наибольшее влияние на изменение материальной культуры в целом, в том числе, и в строительстве жилища, с этого времени приобретает экономический фактор. Массовое строительство домов из дерева информанты связывают с «появлением лишних денег» в период освоения целинных земель: «Тода жить начали лучше. Лес покупать, да хаты строить» [Архив ЦУИиЭ ЛИК, Ю. Ф. Титов, ИЭЭ 2012 г.]. Развитие пищевой промышленности привело к смене ингредиентов в традиционных украинских блюдах. Например, в борщ вместо помидор и свекольного кваса стали добавлять томатную пасту, приобретенную в магазине, и тертую свежую красную свеклу [Архив ЦУИиЭ ЛИК, ИЭЭ 2012 г.]. На смену традиционной одежде со второй половины 1950-х гг. приходит одежда фабричного производства: платья из ситца, крепсатина, плюшевые жакетки, шали в клетку, фуфайки, ботинки и т. д. [Архив ЦУИиЭ ЛИК, ИЭЭ 2012 г.].

Процесс изменения материальной культуры украинского населения проходил в результате контакта с другими этническими группами, проживающими на территории Алтайского края. В обследованных районах украинцы в большей степени взаимодействовали с русским старожильческим и переселенческим населением, немцами. Взаимодействие с русскими отразилось в одежде – украинские женщины стали носить платья, сарафаны. Русские старожилы (чалдоны), в свою очередь, переняли традицию приготовления украинских блюд (борща, вареников, драников, галушек), особенности выпечки хлеба. В результате взаимодействия с немцами украинцы освоили технику саманного строительства (Кулундинский район), стали носить вязанные шерстяные шали [Архив ЦУИиЭ ЛИК, ИЭЭ 2010–2014 гг.].

Таким образом, полевые исследования показали, что фактор развития экономики приобретает особое значение для изменений в традиционной культуре украинского сельского населения Алтайского края с 1950–1960-х гг. Природно-географические условия и взаимодействие с другими этническими группами, очевидно, оказывали влияние на материальную культуру переселенцев с самого начала их прихода в регион и к середине XX в. имели конкретные результаты.

————————————

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.». Проект № 13-31-01008 а1.

Опубликовано: Люля Н.В. Факторы изменения традиционной материальной культуры украинского сельского населения Алтайского края // Материалы LV Российской археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. – Иркутск : Изд-во, 2015. – С. 208–209.

 

Список литературы

Архив ЦУИиЭ ЛИК АлтГПУ. Материалы ИЭЭ 2008–2014 гг.

Культурология XX века. Энциклопедия[Электронныйресурс]. – М., 1996. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_culture/444/%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0% A2%DO%A3%DO%AO%DO%9D%DO%9E%DO%95 (дата обращения 05.01.2015).

Прохорова Е. А. Сохранность этнической культуры украинского населения Романовского района Алтайского края в XX в. (по полевым материалам 2010, 2013 г.) // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2013г.: археология, этнография, устная история. – Павлодар : ПГПИ, 2014. – Вып. 9. – С. 211–216.

Украинцы. – М. : Наука, 2000. – 535 с.

Щеглова Т. К. Русские, украинцы, немцы, казахи, степного запада Алтайского края: формирование переселенческой историко-этнографической области и сельского культурного ландшафта (материалы к Историко-этнографическому атласу Алтайского края) // Этнография Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул, 2011. – Вып.8. – С. 72–83.

     

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»