Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



H.В. Люля

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ УКРАИНСКОГО СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В XX ВЕКЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ*


В настоящее время в этнографической науке изучению традиций и новаций уделяется большое внимание. Накоплен богатый опыт изучения традиций и новаций в календарно-обрядовой, бытовой, материальной, духовной культуре. Одним из наиболее устойчивых компонентов духовной культуры, на примере которого можно проследить степень сохранности традиций и возникновение новаций, является свадебная обрядность.

Свадебный обряд украинского сельского населения Алтайского края является ярким проявлением культуры вторичного образования, сохраняющего в себе элементы материнской культуры и специфические черты, присущие локальной традиции. На протяжении 1910–1960-х гг. свадьба украинцев Алтайского края подвергалась различным воздействиям, приводившим к трансформации традиционного свадебного обряда, а именно к введению новационных элементов. Накопленный полевой материал, а также рост интереса среди сельского населения к традиционной духовной культуре, обычаям, обрядам обусловливают актуальность изучения данной проблемы на примере украинского сельского населения Алтайского края.

Источниками для работы послужили полевые материалы, собранные автором и сотрудниками Центра устной истории и этнографии Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул) (АлтГПУ) в селах Поспелихинского (2008), Романовского (2010, 2013, 2014), Волчихинского (2011), Панкрушихинского (2012), Егорьевского (2013), Благовещенского (2013), Кулундинского (2014) районов Алтайского края, а также ранее опубликованные материалы В.К. Борисенко по традиционной свадебной обрядности украинцев, С.А. Ляшенко, О.С. Щербаковой, О.Деминой, Н.С. Грибановой, Л. Высоцкой, поэтапно характеризующие локальные ва­рианты свадебного обряда украинцев Алтайского края.

К традиционным этапам свадебного обряда украинского сельского населения, согласно полевым материалам, можно отнести «оглядины», «заручини», сватовство, «вечерку», приглашение гостей на свадьбу невестой и дружкой со специальной выпечкой «шишками», венчание, одаривание, «покрывание молодой», демонстрация «честности» невесты, «ряжение», «сор», «катание» родителей молодых, «воровство курей» (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ; Борисенко, 2000: 291–308).

Традиционно на протяжении всего рассматриваемого периода свадьба украинцев в селах Алтайского края сохраняла условное деление на три этапа: предсвадебный, собственно свадебный, послесвадебный.

В селах Кулундинского, Романовского, Славгородского, Рубцовского, Табунского, Баевского, Завьяловского районов Алтайского края украинские переселенцы сохраняли традиционное для украинской свадьбы название – вэсилье (Ляшенко, 2002: 24), которое отражало веселое, сопровождающееся играми, танцами, музыкой, песнями действие. В Поспелихинском районе в ходе полевых исследований было зафиксировано иное название, употребляемое украинцами, – свадьба (Грибанова, 2009: 71–78). Согласно полевым материалам, с 1950–1960-х гг. широко употребляемым становится термин «свадьба» (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

На протяжении первой половины XX в. для заключения брака важным был выбор партнера, который по традиции делали родители, выбирая при этом равных себе по «семейному достатку». Брачный возраст парней наступал с 20–22 лет, девушек с 18. В 1910–1920-е гг. выбор брачного партнера ограничивался представителями своей национальности, смешанные браки распространены не были (Люля, 2013: 189–193). С 1960-х гг. такая традиция утрачивает свое значение, и выбор брачного партнера совершался обоюдно молодыми людьми. До заключения брака они уже знакомы и некоторое время находились в отношениях – «дружили» (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ). Возраст, материальное состояние, национальность определяющей роли при выборе супругов не играли.

Предсвадебный цикл состоял из нескольких встреч брачующихся сторон, которые сохраняли форму и традиционные названия: оглядины (смотрины), заручини (помолвка, сговор) – до 1950–1960-х гг., которые впоследствии были утрачены (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ; Борисенко, 2000: 291).

Первым обрядовым действием было сватовство. Традиционно в роли сватов в селах Алтайского края выступали только мужчины – друзья или братья жениха (Борисенко, 2000: 292). Но уже ко второй половине XX в. состав сватов меняется. Сватами становятся новые лица, ранее не принимавшие участия в традиционном обряде. В зависимости от условий проживания и контакта с другими этническими группами процесс появления новаций был различным. Например, в Панкрушихинском районе в роли сватов выступали соседи, друзья жениха, в Романовском районе – родственники жениха, при этом обязательное участие в сватовстве принимали родите­ли жениха (Люля, 2013: 189–193).

Внешний вид сватов в начале XX в. отличала нарядная одежда и повязанный на одну руку рушник: «Жених, сватун приезжали наряженные – в рубашках вышитых, полотенце повязано на руке у сватов» (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ). Согласно полевым исследованиям, с 1960-х гг. одежда сватов уже не имела ярких традиционных отличительных особенностей, сохранялись лишь отдельные элементы (повязанный рушник) до середины 1990-х гг. На сватовство надевали праздничную одежду фабричного производства (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

В начале XX в., отправляясь в дом к невесте, сваты брали с собой традиционные элементы сватовства: хлебину – булку хлеба, завернутую в полотенце, и четверть самогона (Славгородский, Завьяловский, Целинный, Рубцовский, Кулундинский районы) или горилку (Романовский, Поспелихинский, Панкрушихинский, Волчихинский районы) (Люля, 2013: 189–193). Во второй половине XX в. кроме булки хлеба и самогонки (специфические названия «хлебина» и «горилка» вышли из употребления) на сватовство брали кусок сала, а также продукты, приобретенные в магазине, например колбасу (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

В начале XX в. решение на сватовстве за девушку принимали ее родители. С 1960-х гг. после разговора сватов с родителями девушки выводили невесту и спрашивали ее согласие, от которого зависел исход сватовства. В знак согласия девушка разрезала булку хлеба, после чего сваты и родители невесты распивали принесенную сватами водку. К концу XX в. сватовство приобретает новый характер и становится инсценированным. Его участники формально выполняют ряд запланированных действий, что связано с взаимным положительным согласием на брак молодых.

Свадьба в селах Алтайского края длилась три-четыре дня и по традиции начиналась в воскресенье, считалось, что это наиболее благоприятный день для начала важнейших дел (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ; Борисенко, 2000: 293). В этот день готовили свадебную выпечку и приглашали гостей на свадьбу. По воспоминаниям информантов, с конца 1960-х гг. свадьбу гуляют два дня, начиная в субботу, что объясняется удобством – «выходные считались» (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

Молодые приглашали гостей каждый со своей стороны. Невеста надевала свадебный наряд и вместе дружкой отправлялась приглашать гостей. В качестве приглашения использовали два вида выпечки – каравай и булочки «шишки» (Люля, 2013). Наибольшее распространение имело приглашение гостей с «шишками» (булочками), которые завязывали в платок. Булочки, завязанные в платок, называли «шишок». Девушки заходили в хату, невеста кланялась и говорила: «Батько и маты и я приглашаю! Приходтэ до менэ на свадьбу!», после чего подавала «шишку», которая подтверждала приглашение. В знак согласия гости принимали булочку или брали ка­равай, который после согласия прийти на свадьбу отдавали обратно в руки невесты. Так обходили всех предполагаемых гостей (Ляшенко, 2002: 27; Архив ЦУИиЭ АлтГПУ). Согласно материалам интервьюирования, со второй половины 1960-х гг. данная традиция приглашения на свадьбу постепенно заменяется новым элементом – пригласительными открытками, которые в селах Алтайского края изготавливали сами или приобретали в магазинах (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

На протяжении всего рассматриваемого периода после приглашения гостей подруги девушки традиционно собирались на вечерку (девич-вечер, вечерню), девишник (зафиксировано в селах с преобладающим русским населением), где пели песни, плясали под гармошку, веселились (Ляшенко, 2000: 28; Демина, 2007: 61). В воспоминаниях информантов содержатся сведения о том, что в 1970-х гг. традиционные украинские названия вечера перед свадьбой, который собирала девушка, выходят из употребления, массово используется русское название – девичник, при этом содержание обряда сохраняется (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

По украинской традиции до 1940-х гг. в воскресенье утром подруги невесты одевали ее в вышитую рубаху, юбку, кирсетку, поясной рушник, который называли королевским (Кулундинский район) или кролевецким (Благовещенский, Романовский, Рубцовский и другие районы), на голову венок из бумажных цветов с атласными лентами разной длины и цвета (Борисенко, 2000: 294; Ляшенко, 2002: 30). В 1960-е гг., согласно полевым материалам, невеста надевала новое, чаще ситцевое платье голубого, розового и других цветов, с 1970-х гг. обязательным атрибутом свадьбы становится белое платье и фата, приобретенные в специализированных магазинах или изготовленные на заказ (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

После того как невеста одета, все дожидались приезда жениха. В начале XX в. в селах Алтайского края обязательно по украинской традиции молодые венчались в церкви, после чего невесту возвращали в дом к родителям для выкупа (Борисенко, 2000: 302; Ляшенко, 2002: 30–31). Венчание было заменено регистрацией. По воспоминаниям информантов, регистрацию считали не обязательной во время свадьбы, часто регистрировались после рождения первого ребенка. Торжественная регистрация как обязательный элемент свадьбы украинского сельского населения укрепляется с конца 1960-х гг. (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

Согласно украинской традиции до 1940-х гг. жених приезжал за невестой на кошеве, запряженной тройкой лошадей, которых украшали разноцветными лентами, колокольчиками, бумажными цветами (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ; Ляшенко, 2002: 31–36). В 1950–1960-е гг. тройка лошадей с кошевой была заменена новым видом транспорта – грузовой машиной, которую на время свадьбы брали в колхозе. К концу XX в. распространенным становится использование легкового автомобиля, преимущественно белого цвета. Традиция украшать средства передвижения лентами, дугами с колокольчиками, цветами сохраняется (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

Собственно свадебный обряд в среде украинского сельского населения до 1960-х гг. сохранял традиционные элементы: «посад молодых» за стол на вывернутую шубу; «дары», когда подарки собирали крестные родители молодых со стопочкой и блином; «покрывание молодой» – замена девичьего головного убора (венка) женским (платком), символизировавшим переход девушки в группу замужних женщин. Содержание выше перечисленных обрядов к концу XX в. изменилось (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ; Борисенко, 2000: 291–308; Демина, 2007: 61–62; Ляшенко, 2002: 30–38). Например, обряд «покрывания» молодой: по традиции венок с невесты снимали близкие родственницы девушки – крестная мать, сестра, пели жалостные обрядовые песни, собирали волосы в шишку (кудельку, гульку) и повязывали на голову платок. К концу XX в. обряд совершали при свечах, подруги девушки под грустную музыку снимали фату и повязывали платок, при этом обряд не имел семантической нагрузки (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

Характерными чертами второго дня украинской свадьбы в селах Алтайского края, сохранявшимися на протяжении всего рассматриваемого периода, были: «ряжение» – отца и мать жениха переодевали в шуточных жениха и невесту и играли потешную свадьбу, «катание» – ряженых отца и мать жениха катали на тележке (санях), пытаясь вывалить в лужу (снег, грязь), требуя при этом выкуп выпивкой у молодых; «сор» – в помещение, где праздновали свадьбу, вносили солому и разбрасывали на пол, перемешивая монетами, невеста должна была собрать монеты и вымести сор (Борисенко, 2000: 304–306; Ляшенко, 2002: 38–40).

Традиция демонстрации «честности» невесты утром второго дня фиксируется в материалах интервьюирования до конца 1960-х гг., не имея уже в эти годы семантического значения и изменяя форму. О невинности невесты оповещали гостей, вывешивая на дом жениха красный флаг, или разбивали глиняный горшок, повязанный красным платком, который в знак «честности» девушки дарили ее матери (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

В ходе работы с материалами интервьюирования со второй половины 1960-х гг. фиксируются новые элементы в свадьбе украинцев Алтайского края: «воровство невесты» гостями – невесту тайно уводят («воруют») из помещения, где гуляют свадьбу, и требуют у жениха и его друзей выкуп водкой или предлагают выполнить различные задания; «воровство туфельки невесты» – гости, «укравшие» туфлю невесты, требуют ее выкупить (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

На третий день свадьбы на протяжении XX в. в селах Алтайского края сохранялась традиция «воровать курей». Утром гости наряжались «цыганами» и отправлялись по дворам приглашенных на свадьбу односельчан и «воровали» кур, затем варили суп с лапшой или жарили мясо кур (Демина, 2007: 62; Ляшенко, 2002: 40–41). С 1950-х гг. в обряде появляются новые черты – гости заранее в своих дворах готовили кур или сами приносили в дом, где гуляли свадьбу (Архив ЦУИиЭ АлтГПУ).

Таким образом, полевые материалы показывают, что свадьба сельского украинского населения в селах Алтайского края на протяжении рассматриваемого периода сочетала в себе традиции и новации. Наибольшая устойчивость традиций характерна для 1950-х – первой половины 1960-х гг., что связано с изменением условий жизни сельского населения и недостаточно развитой системой организации торжественного свадебного обряда.

С конца 1960-х – начала 1970-х гг. благодаря активному вниманию со стороны государства и усиливающемуся интересу общественности стала развиваться индустрия свадебных товаров и услуг: продажа белых свадебных платьев для невесты, пригласительных открыток, заказ транспорта и т.д., что приводило к укреплению в свадебной обрядности украинского сельского населения новаций и утрате традиций.

————————————

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.». Проект № 13-31-01008 а1.

Опубликовано: Люля Н.В. Свадебная обрядность украинского сельского населения Алтайского края в XX веке: традиции и новации // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – № 3. – Томск, 2015. – С. 90–96. 

 

Список литературы и источников

Архив ЦУИиЭ АлтГПУ. Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2008–2014 гг.

Борисенко В.К. Свадебные обычаи и обряды // Украинцы. – М.: Наука, 2000. – С. 291–308.

Грибанова Н.С. Украинские переселенцы Поспелихинского района: особенности самосознания, материальной и духовной культуры II Краеведческие записки. – Барнаул: ИПП «Алтай», 2009. – Вып. 8. – С. 71–78.

Демина О.С. Сохранность свадебной обрядности украинского населения Кулундинского района II Кулундинский район: страницы истории и современность. – Барнаул: Азбука, 2007. – Т. 1. – С. 60–62.

Люля Н. В. «Шишки» как элемент традиционной свадебной обрядности украинских переселенцев Алтая первой половины XX века II Молодежь : мат-лы XIV городской науч.-практич. Конф. молодых ученых. – Барнаул, 2013. – URL: http://edu.secna.rU/media/f/kotf.

Люля Н.В. Традиции сватовства украинских переселенцев Алтайского края в 1910–1960-е годы. Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. 2011–2012 гг.: археология, этнография и устная история. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – Вып. 8. – С. 189–193.

Ляшенко С. А. Свадебный обряд украинских переселенцев Алтая: музыкально-этнографический очерк. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 123 с.

     


© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»