Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



Н.С. Грибанова

ТРАДИЦИИ ПОВСЕДНЕВНОГО И ПРАЗДНИЧНОГО УБРАНСТВА
УКРАИНСКОЙ ХАТЫ В СЕЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ*


Изучение крестьянского жилища восточнославянского населения Западной Сибири являлось одним из активно развиваемых этнографами, историками, архитекторами, искусствоведами направлений исследований в XX в. Жилая архитектура в селах Алтайского края изучалась не только специалистами академических учреждений (Е.А. Ащепковым, В.А. Липинской, Л.М. Русаковой, А.Ю. Майничевой, Е.Ф. Фурсовой, О.Н. Шелегиной), но и исследователями региональных научных центров. Для коллектива центра устной истории и этнографии Алтайской государственной педагогической академии (руководитель – доктор исторических наук, профессор Т.К. Щеглова) жилище сельского населения Алтайского края является одной из приоритетных тем полевых этнографических исследований. С начала 1990-х гг. в ходе ежегодных историко-этнографических экспедиций в различные районы Алтайского края сотрудниками центра, студентами и магистрантами исторического факультета проводится обследование крестьянского жилища, собран обширный полевой материал (материалы интервьюирования, фото- и видеофиксации), созданы каталоги памятников архитектуры. В последние годы, в связи с особенностями заселения обследуемых районов Алтайского края, расположенных вдоль кромки ленточных боров на границе Кулундинской степи (Егорьевский, Романовский, Волчихинский, Панкрушихинский районы) внимание сотрудников центра обращено на изучение жилища различных этнических групп переселенцев как отражение их социокультурной и социоэкономической адаптации и формирования переселенческой историко-этнографической области [1–2].

Настоящая статья посвящена рассмотрению традиций убранства жилища потомков одной из значительных переселенческих групп – украинских переселенцев – выходцев из западных губерний России конца XIX – начала XX вв. на основе материалов собранных автором в ходе историко-этнографических экспедиций АлтГПА в 2010–2014 гг. в Егорьевском, Романовском, Волчихинском, Панкрушихинском районах Алтайского края.

В северо-восточных районах Украины (Черниговская, Полтавская, Харьковская губернии), откуда родом было большинство украинских переселенцев, были распространены различные типы жилища по материалу и технике строительства: деревянные рубленные, деревянные в закладку, плетеные из хвороста, камышовые, глинобитные хаты [3, с. 83]. В селах Алтайского края выбор материала для строительства жилища был обусловлен природными условиями нового места жительства и финансовыми возможностями семей переселенцев. В обследованных районах вплоть до последней четверти XX в. преобладающим типом жилища потомков украинских переселенцев являлось глинобитное жилище, называемое в селах Алтайского края, как и на Украине, «хатой» [3, с. 60–61]. При этом наиболее распространены были литые хаты – «литухи», «топтанки», «топтанушки», «лепки». Реже встречаются хаты, построенные в технике кладки из глиняных вальков и саманных кирпичей – «саманухи», «саманные хаты». По замечанию информантов, «саманухи» стали строить в 30–50-е гг. XX в., а «раньше больше лили». Глинобитные хаты украинских переселенцев представляли собой большей частью жилища, состоящие из двух жилых помещений – «хаты» и «дальней хаты», с литыми или тесовыми сенями, часть которых, как правило, была отделена перегородкой, использовалась для хранения утвари, продуктов и называлась «кладова».

Полы в глинобитных «хатах» были «земляные», то есть глиняные (толстый слой глины утрамбовывали или укладывали вальками). Каждую субботу и к праздникам полы «поновляли» / делали «долывку» – смазывали жидким раствором глины смешанной с коровьим навозом. В праздники пол застилали – зимой сеном или соломой, летом свежей травой с мятой, чебрецом.

В приборовых селах украинские переселенцы строили деревянные однокамерные дома – «стопки», «одностопки» и двухкамерные дома – «пятистенники». Их также называли «хатами» или «избами». Отличительной особенностью украинского срубного жилища, как и изб южнорусских переселенцев, были обмазанные глиной снаружи пазы бревен или все бревна целиком, нередко беленые. Срубные украинские «хаты», как правило, имели деревянные полы, изнутри были непременно заштукатурены и побелены.

Стены «хаты» белили к каждому празднику, обязательно к Рождеству, Пасхе, Троице. Вплоть до недавнего времени многие женщины предпочитали белить белой глиной. По их словам по извести «белить тяжело». В каждом районе существовали известные всем глинища – места, где копали белую глину. За ней ездили сами или покупали у особо предприимчивых односельчан, заготавливавших глину комочками и продававших по окрестным селам. Каждая уважающая себя хозяйка имела «про запас» на чердаке высушенные комочки - «головы» белой глины, которую использовали в течение года не только для побелки стен, но и для еженедельного «подбеливания» печи. Это правило, по словам информантов, отличало их от русских старожилов.

По воспоминаниям информантов в 1950–1960-е гг. еще сохранялась традиция расписывать хату. Обычным способом в этот период являлось изображение настенного ковра с помощью традиционных природных красителей [3, с. 391] – цветной глины и сока растений (например, лопуха). В качестве штампа использовали разрезанную пополам картофелину, на срезе которой ножом вырезали контур цветка.

В глинобитных и деревянных «хатах» украинских переселенцев обязательно имелась русская духовая печь – «пичь», сложенная из сырцового кирпича. В ходе полевых исследований не было записано воспоминаний (информанты 1917–1966 г.р.) о бытовании в среде украинских переселенцев традиции возведения глинобитных печей, распространенной повсеместно в среде русского населения края. «Пичь» могла располагаться слева, как на Украине [3, с. 230], или справа от входа в ближайшем углу устьем ко входу [украинско-белорусский план; 4, с. 38] или в дальнем от входа углу устьем к противоположной стене [западный южнорусский план; 4, с. 38].

Особенностью печей в украинских «хатах» является наличие занавесок над устьем и «подпичью» или дверцы, закрывающей устье, а также занавески, закрывающей дымоход. По воспоминаниям информантов, между боковой стеной печи и дальней от входа стеной устраивался на уровне лавок широкий деревянный настил для спанья – «пол». В середины XX в. в украинских хатах обязательно возводили грубки – «грубы», пристроенные вдоль длинной стороны печи или отдельно стоящие в «дальней хате», часто топкой выходящие в «первую хату». Между «грубой» и стеной, как правило, оставляли небольшое (около 80–100 см) пространство, называемое «закавелок».

Центральным местом в «хате» был «святой угол». Как правило, «святой угол» с иконами был в обеих комнатах украинской «хаты». В первой из них под «святым углом» стоял стол, а место соединения лавок, идущих за ним вдоль стен, называли «покуть». В «святом углу» «дальней хаты» часто размещали две полочки – «божнички» для икон – одна под другой. Также в «святом углу» вешали зеркала, картины религиозного содержания, веточки вербы, лампадки. Сегодня можем видеть также отрывные календари, салфетки, фотографии детей, даже вырезки понравившихся иллюстраций из журналов.

Устойчивой в среде потомков украинских переселенцев является традиция убранства икон в «святом углу». Как и русское население, они вешали на иконы белые льняные или конопляные домотканые вышитые «рушники». Украинские традиции при этом проявляются, прежде всего, в орнаментации полотенец. Традиционные белые «рушники» украинских переселенцев в селах Алтайского края отличаются многоярусной орнаментальной композицией, вышитой на основном полотне в техниках простой и двойной крест по счету нитей холста красной и черной хлопчатобумажной нитью – «бумагой» или «заполочью». Характерным орнаментом украинской вышивки являются растительные мотивы – ягоды, цветы роз, лилий, фуксий, изображенные в реалистичной манере в виде кустов, мелких и крупных бордюров. При этом наиболее крупный бордюр располагается, как правило, в нижней части, меньший по ширине – в верхней. Встречается изображение «вазона» в центре верхнего или среднего бордюра, ряда птиц (петухов или пав) в качестве завершения композиции. На украинских, как и на русских полотенцах часто вышиты монограммы, полные женских имена, тексты пословиц, поговорок, пожеланий.

Традиционным для украинского населения и распространенным в первой половине XX в. способом убранства «святого угла» являлось обрамление икон «божниками» – белыми льняными или конопляными домоткаными полотенцами, отличающимися от обычных «рушников» меньшей шириной (около 20–25 см) и расположением вышивки не только на концах, но и по одной из длинных сторон полотна. В ходе полевых исследований были выявлены также «божники», изготовленные аналогично тканым красно-белым «кролевецким» рушникам.

Так называемые «кролевецкие» рушники были завезены в Сибирь украинскими и белорусскими переселенцами и широко распространились в селах Алтайского края. Кустарное производство рушников в несвойственной домашнему ткачеству переборной технике активно развивалось в пос. Кролевец Черкасской области Украины с середины XIX в. Для них характерна строгая симметрия и четко выраженная ось в композиции узора. Часто на «кролевецких» рушниках встречаются геометризованные мотивы дерева (вазона), орла. В селах края такие рушники часто называют «королевскими» – так звучит в бытовой среде транскрипция кролевецкого промысла.

В ходе полевых исследований в хатах потомков украинских переселенцев удалось увидеть занавески или шторки в виде трех полотнищ обычно фабричной ткани: двух расположенных вертикально, одной поверх них горизонтально; занавески скроенные или сшитые в виде буквы «П» («Божьи штаны») из цветной фабричной ткани или вышитые по белой ткани цветными нитками; полотенца из фабричной полотенечной ткани, чаще вафельной с набивным рисунком. Перечисленные способы убранства «святого угла» встречаются также, хотя и значительно реже, в домах русского сельского населения Алтайского края, в большей степени – потомков южнорусских переселенцев.

Неотъемлемым элементом убранства украинской хаты являлись фотографии близких родственников – «портреты», как правило, заключенные в одну большую раму под стекло. Во многих семьях они сохраняются до настоящего времени. По сведениям информантов, на них вешали «рушники» перед большими христианскими праздниками – Рождеством, Пасхой, Троицей. В некоторых семьях рушники не снимали и в будни. Сегодня вышитые полотенца видим на портретах в тех семьях, где есть женщины, занимающиеся рукоделием – вышивкой, вязанием кружева. Еще одним способом убранства «хаты» в дни православных праздников были «кролевецкие» и белые вышитые «рушники», развешанные на вбитые в стены деревянные колышки.

Во второй половине XX в. в декор интерьера украинской хаты в селах Алтая входят вышитые и связанные крючком салфетки, скатерти, подзоры, наволочки, шторы и занавески. Тонкая фабричная ткань белого цвета (бязь), яркие нитки «мулине» придавали этим изделиям большую декоративность по сравнению с традиционными «рушниками» и «божниками», что соответствовало основной цели их использования. Этот вид украинской хаты зафиксирован исследователями, запечатлен простыми обывателями на фотографиях и нередко воспринимается сегодня как отличительный этнический признак. Традиционными приемами убранства «хаты» украинских переселенцев и их потомков в селах Алтайского края в будни являлись чисто выбеленные в белый цвет стены и печь, свеже вымазанный красной глиной «земляной» или чисто вымытый деревянных пол, «рушник» или «божник» на иконе в «святом углу». В праздник они дополнялись посыпанными по полу душистыми травами или чистой соломой, развешанными на стенах, зеркалах и портретах «рушниками».

————————————

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.». Проект № 13-31-01008 а1.

Опубликовано: Грибанова Н.С. Традиции повседневного и праздничного убранства украинской хаты в селах Алтайского края // Международный продовольственный форум «Сибирское поле: от освоения целины до продовольственной безопасности страны» : сборник материалов / под общей ред. М.П. Щетинина. – Барнаул : Литера, 2014. – С. 208–212.

 

Литература

1. Щеглова Т.К. Русско-украинские переселенческие этнокультурные зоны Алтайского края: село как информационная система и объект культурного ландшафта // Возможности развития сельских территорий Алтайского края и Сибири – новое прочтение реформ П. А. Столыпина: материалы науч.-практ. гонф. – Барнаул, 2011. – С. 232–237.

2. Щеглова, Т. К. Этнокультурное многообразие Алтайского края как фактор и условие сохранения культурного наследия: временные и историческое конфигурации // Межкультурный диалог на Евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции, г. Горно-Алтайск, 22–25 октября 2013 г. / под ред. В. Г. Бабина, В. И. Соенова. (Серия «Древности Сибири и Центральной Азии». – Горно-Алтайск: ГАГУ, 2013. – № 6 (18). – С. 117–125.

3. Бломквист, Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) // Восточнославянский этнографический сборник: очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в. / отв. ред. С. А. Токарев. – Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – С. 3–458.

4. Традиционное жилище народов России: XIX – начало XX в. – Москва: Наука, 1997. – 397 с.

      

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»