Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



Н.В. Люля

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ И УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ УКРАИНЦЕВ В С. ТИТОВКА ЕГОРЬЕВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ 
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВОЙ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 1939–1942-Х ГОДОВ*

С начала 90-х годов XX века историки и этнографы особое внимание уделяют миграциям различных групп на территорию Сибири конца XIX–XX веков1. Исследователи выделяют три крупные земледельческие миграции в советскую Сибирь: переселения 1920-х гг., плановое переселение колхозников из малоземельных районов СССР в 1939–1942 гг., переселение на целинные и залежные земли 1954–1960 гг. Наименее изученным остается вопрос переселений на территорию Алтайского края в 1939–1942 годы, связанный с реализацией постановления ЦК ВКП (б) СНК от 27 мая 1939 года «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания»2.

В ходе историко-этнографической экспедиции летом 2013 года в Егорьевский район Алтайского края в селе Титовка автором были собранывоспоминания украинских переселенцев 1941 года. Полученные источники дополнены архивными материалами Государственного Архива Алтайского Края (ГААК) Фонда № 1 «Исполнительный комитет Егорьевского района Совета трудящихся депутатов».

Согласно архивным данным Егорьевский район по решению Переселенческого Отдела Алтайского края от 30/ VII-40 № 13-01в 1941 году должен был принять 500 хозяйств переселенцев3. В «Плане распределения переселенцев» в числе населенных пунктов, в которые будут направлены переселенцы, указано село Титовка, образованное в 1878 году большей частью русскими переселенцами. На 1941 год жители села входили в четыре колхоза, в которые направлялось 69 украинских семей (269 человек): в колхоз «Герой труда» – 20, «1 мая» – 20, «Путь к коммунизму» – 20, «им. Куйбышева» – девять семей4. На первое марта 1941 года Районному исполкому было известно, что переселенцы из Полтавской области УССР прибудут на ст. Рубцовск, примерно 20–25 марта. По воспоминаниям информантов украинцы прибыли 26 марта 1941 года. Причиной переселения они указали высокую плотность населения на Украине. Желания переезжать в Сибирь у колхозников не было. Однако им был предоставлен выбор между двумя регионами Алтайским и Красноярским краями. Так у А. М. Адониной дед Митрофан Трофимович на Украине был председателем переселенного колхоза «им. Буденного». По его воспоминаниям «колхоз богатый был, передовой. Целый год [его] возили [председателя] то в Полтаву, то в Киев, [потому что] не соглашались [переезжать]»5. Местным жителям не были известны причины переселения украинцев в село. Бытовала версия, что их выселили как украинских националистов – «бандеровцев»6.

Добирались переселенцы до места планового вселения на поезде. Ехали ночью, днем стояли в тупиках. Прибыли эшелоны не на ст. Рубцовск как предполагалось, а на ст. Мамонтово Рубцовского района. До села Титовка их везли на подводах.

Для плановых переселенцев предполагалось подготовить квартиры, произвести ремонт и побелку необходимого количества домов7. В сведениях представленных сельским советом села Титовка Егорьевскому Райисполкому за январь 1941 года указано, что отремонтировано три дома; ремонтируется пять; построенных, купленных домов и надворных построек нет. Сами переселенцы рассказывают: «привезли, манатки наши кинули, и живи где хошь». По словам Л. В. Солощенко, «приехали, тут нас сразу поселили. Мама: "Ой, хорошо поселили!". А, оказывается, там живут, так быстро нас убрали, чтобы не мешали им». Информанты вспоминали: «у нас там хатки белёны, аккуратные. Завалинка подведена. Сюда приехали – тут страсть кругом».

Поселились украинцы на одной улице с. Титовка у кромки бора в колхозе «им. Куйбышева». Отсутствие отдельного жилья вынуждало переселенцев к строительству глинобитных литых домов. Для возведения созывали помощь. Строили дом один день три – четыре семьи. Мужчины изготавливали колья и деревянный каркас из сосновых досок в который заливали смесь глины перемешанной с соломой. Мешали глину с соломой дети и женщины. Крышу крыли камышом или соломой. М. Е. Зоткина рассказывает «сольют, пообедали, да домой разошлись, вот и готова хата!». На момент экспедиции на ул. Куйбышева (по названию колхоза) на месте «саманных» домов остались фрагменты глиняных стен.

Также плановым переселенцам должен был предоставляться скот «выделенный за счет колхозов, а если фермы не укомплектованы, то за счет контрактации [государственной закупки] у колхозников». В сведениях, предоставленных Егорьевскому Райисполкому от сельского совета села Титовка указано, что для переселенцев 1941 года будет предоставлено девять коров, три овцы, одна свинья8. Сами же переселенцы-украинцы вспоминают, что «дали одной или двум семьям коров монголок, и все». Переселенцы оказались в тяжелом положении и были вынуждены сами приобретать себе скот, а такая возможность была не у каждой семьи.

В связи с этим возникли сложности с продовольствием. По плану для прибывших переселенцев колхоз должен был подготовить продукты питания в должном объеме. В записке Краевого исполкома Егорьевскому исполкому от 21 апреля 1941 года «в соответствии с указанием Совнаркома союза разрешаем отпуск картофеля на семенные цели текущих заготовок колхозникам-переселенцам 20 тонн»9. Таким образом, колхоз выделил переселенцам семена картофеля для посадки. В связи с этим, информанты называют картофель как один из главных источников питания. Опрошенные повествуют: «как приехали, так совсем есть не чего было. Картошка спасла. Как война началась, так и вовсе худо». Питались в основном овощами и «куском горького хлеба», который давали в колхозе. Иногда для того, чтобы купить что-то из продуктов приходилось продавать одежду, привезенную с Украины. Указание от Переселенческого Отдела Алтайского края о том, что для переселенцев должны быть подготовлены продукты питания, на местах выполнено не было.

Помимо этого, для плановых переселенцев колхоз должен был подготовить теплую одежду пимы, тулупы и др.10. В связи с разными климатическими условиями Алтайского края и Украины теплой одежды у переселенцев практически не было, приходилось ее покупать уже на месте. Л. В. Солощенко вспоминает, «одевать и обувать вообще не чего было. Одна придет [сестра] снимет, вторая одевает». Это позволяет говорить о том, что обеспечение теплой одеждой переселенцев местным сельским советом не решалось.

Плановые переселенцы-украинцы так и не смогли полностью адаптироваться на территории Алтайского края. Как показали архивные материалы, из-за трудностей, возникших на месте вселения (отсутствие жилья, питания, одежды), многие переселенцы сразу возвращались обратно в Украину или ехали в Казахстан. В связи с трудным положением, по словам информантов, девушкам-украинкам приходилось рано выходить замуж за местных парней: «я не любила его, а че делать-то? Мать сказала, хоть не пропаду». Значительная часть украинцев-переселенцев села Титовка вернулись на Украину после окончания Великой Отечественной Войны. На момент обследования в селе осталось пять семей украинских переселенцев.

Несмотря на то, что группа украинских переселенцев, прибывших в село Титовка в 1941 г., была достаточно многочисленной, они не оказали влияния на культуру местного населения, поскольку прожили здесь всего пять лет. Это объясняет то, что в памяти информантов не нашли отражения воспоминания об украинской традиционной духовной и материальной культуре. Вместе с тем, архивные материалы показывают, что плановые переселенцы были направлены и в другие районы Алтайского края (Топчихинский, Мамонтовский, Косихинский, Тальменский и т.д). И это обуславливает необходимость дальнейшего изучения роли плановых переселений 1941 г. в формировании украинского населения региона.

————————————

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.». Проект № 13-31-01008 а1.

Опубликовано: Люля Н.В. Переселения и условия адаптации украинцев в с. Титовка Егорьевского района Алтайского края в рамках реализации плановой переселенческой политики в 1939–1942 г. // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития : материалы X научно-практической конференции, посвященной 60-летию освоения целинных и залежных земель, Омск, 23–26 апреля 2014 г. / под ред. Т.Н. Золотовой [и др.] : в 3 частях. – Омск : Изд-во Омск. гос. аграрн. ун-та, 2014. – Ч. 1. – С. 313–317.


Примечания

1 Чуркин М. К. Переселение крестьян черноземного центра Европейской России в Западную Сибирь во второй половине XIX – начале XX в. – Омск, 2006. – С. 40.

2 СП СССР, 1939. № 34. С. 235.

3 ГААК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16. Л. 1.

4 Там же. Л. 8.

5 Адонина (Калинович) А.М. 1938 г. р. // Архив ЛИК АлтГПА. Ф. 1. Материалы ИЭЭ 2013 г.

6 Адасик М. И. 1924 г. р., Калинович Т. И. 1942 г.р. // Архив ЛИК АлтГПА. Ф.1. Материалы ИЭЭ 2013 г.

7 ГААК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16. Л. 285.

8 ГААК. Ф.1. Оп. 2. Д. 16. Л. 123, Л. 54.

9 Там же. Л. 237, Л. 311.

10 ГААК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16. Л. 237, Л. 141.

    

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»