Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



Н.В. Люля

ТРАДИЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ УКРАИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ АЛТАЯ 1910–1960-Х ГГ. КАК ЭТНИЧЕСКИЙ МАРКЕР*

Вопрос этнической идентичности переселенцев на вторичных территориях освоения является в последнее время одним из актуальных для этнографической науки. Изучение этнической идентичности потомков украинских переселенцев конца XIX – начала XX в. в селах Алтайского края дает исследователям основания считать язык (знание языка) важнейшим признаком этнической идентичности, а традиции материальной и духовной культуры относить к второстепенным [1. С. 55–59] в силу утраты ими этнических свойств в новых условиях [2. С. 153–156].

Свадебная обрядность является одним из ярких проявлений этнической специфики любого народа, представляет собой комплекс ритуальных действий и включает множество материальных компонентов. В рассматриваемый период в селах Алтая со смешанным, преимущественно русско-украинским населением украинская свадьба неизбежно изменялась в результате межэтнического взаимодействия и в связи с изменениями в жизни общества. Однако полевые исследования автора и участников историко-этнографических экспедиций АлтГПА (2008–2013 гг.) показали, что целый ряд элементов украинской переселенческой свадебной обрядности имели в 1910–1960-е гг. устойчивый характер. При этом их принадлежность к украинским традициям осознается не только потомками украинских переселенцев, но и окружающим русским населением. Основываясь на данных интервьюирования, к числу этномаркирующих элементов можно отнести: приглашение гостей на свадьбу невестой и дружкой со специальной выпечкой в форме «шишек», празднование свадьбы в «разных дворах», традицию кормления молодой завтраком утром второго дня – «снедать», «сор» – в хату вносили солому и разбрасывали на пол, перемешивая с монетами, невеста должна была собрать деньги и вымести сор из дома, «ряжение», «катания» – ряженым родителям устраивали катания на санях или корыте, пытаясь их перевернуть, а молодые должны были выкупить родителей, «курятина» [3; 4. С. 65–67; 5. С. 49–50; 6].

 ————————————

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.». Проект № 13-31-01008 а1.

Опубликовано: Люля Н.В. Традиционные элементы в свадебной обрядности украинских переселенцев Алтая 1910–1960-х гг. как этнический маркер // Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной практики исследования : программа и тезисы. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2014. – С. 64–65. 

Примечания

1 Демина О.С. Этническое самосознание украинского населения Кулундинского района: современное состояние // Кулундинский район: страницы истории и современность. – Барнаул: ООО «Азбука», 2007. – Т. 1.

2 Орешкова Ю.А. Феномен традиционного мифа в контексте самоидентификации этноса // Исторические, философские, политические, юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 5.

3 Архив лаборатории исторического краеведения Алтайской государственной педагогической академии (Архив ЛИК АлтГПА). Ф. 1. (ИЭЭ 2008–2013 г.).

4 Демина О.С. Свадебный обряд украинских переселенцев как признак национальной идентичности // Сборник конференций НИЦ. Социосфера. – 2013.

5 Июля Н.В. Особенности свадебной обрядности украинских переселенцев Алтая в первой половине XX века // Материалы 50-й МНСК: Этнография. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2012.

6 Июля Н.В. «Шишки» как традиционный элемент свадебной обрядности украинских переселенцев Алтая в первой половине XX в. // Молодежь – Барнаулу: материалы XIV ГНПК (20–26 ноября 2012 года). – Барнаул, 2013.

   

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»