Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



Н.В. Люля

СВАДЬБА УКРАИНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЕГОРЬЕВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ КОНЦА 1940 – НАЧАЛА 1950-Х ГГ. 
КАК РЕЗУЛЬТАТ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*


В последние годы исследователями активно ведется сбор материала о культуре украинского населения Алтайского края. Среди опубликованных работ значительное место занимают описания локальных вариантов украинской свадьбы. Полевые исследования Центра устной истории и этнографии АлтГПА 2008–2013 гг. показали, что множество сформировавшихся вариантов украинской свадьбы в селах края обусловлено нередко различным этническим составом населения. Примером могут служить села Егорьевского района, обследованные в 2013 г. участниками историко-этнографической экспедиции АлтГПА. Расположенный в юго-западной части Алтайского края вдоль ленточного бора Егорьевский район является многонациональным с преобладанием русского и украинского населения. В связи с этим интерес представляет сравнительный анализ свадьбы украинцев Егорьевского района с традиционной украинской и русской свадебной обрядностью.

Источниками для работы послужили материалы интервьюирования, проведенного автором с потомков украинских и русских переселенцев конца XIX – начала XX в. в селах Титовка, Новоегорьевское, Лебяжье, пос. Перешечный Егорьевского района. Для сравнительного анализа использованы результаты исследования традиционной свадьбы «российских» переселенцев Алтая В.А. Липинской [Липинская, 1996] и украинского свадебного обряда В.К. Борисенко [Борисенко, 2000].

Свадьба украинцев в селах Егорьевского района в рассматриваемый период состояла из ряда этапов: сватовства, «запоя», «банного» обряда, выкупа невесты, регистрации, встречи молодых в доме родителей жениха, демонстрации честности невесты, «сора» и др.

Свадьба начиналась с обряда сватовства. Сватать невесту в обследованных селах отправлялся сам жених со своими близкими родственниками – родителями, сестрами, бра тьями, дядьками, которых называли сватами. Они брали с собой «хлебину» (булку хлеба) и бутылку самогона [Архив ЛИК АлтГПА. Ф. 1 – (далее 1)]. В рассматриваемый период браки в среде украинского, как и русского населения, заключались по выбору молодых и по предварительной договоренности сторон, поэтому обряд сватовства носил большей частью формальный характер. Зайдя в дом невесты, сваты располагались на кухне. После разыгранной сцены сватовства и получения согласия невесты на брак, ее родители накрывали на стол, резали «хлебину» и ставили самогон, принесенный сватами.

Через несколько дней после сватовства молодые и их родители собирались на «запой» для определения сроков проведения свадьбы [1]. Гуляли свадьбы в этот период через две-четыре недели после сватовства. Информанты вспоминают, что, как и ранее, это время требовалось сторонам для подготовки к свадебному пиру: «как самогона нагонют, так и свадьбу делали» [1].

Вечером накануне свадьбы подружки водили невесту в баню – «парили» березовым веником, украшенным красными лентами, который они приносили от жениха [1]. Этот обряд отличался от традиционного русского «банного» обряда с плачем и причитаниями своей шуточной формой. В частности, подруги подпирали дверь бани, пели веселые песни. Семантической нагрузки «банного» обряда в ходе интервьюирования выявлено не было.

Собственно свадьба начиналась согласно украинской традиции в воскресенье и длилась три-четыре дня. В первый день к обеду жених снаряжал тройку лошадей, украшенных колокольчиками, лентами и бумажными цветами. Летом за невестой ехали, как правило, на бричке, зимой на кошеве, которую брали в колхозе на время свадьбы. Информанты рассказывали, что «на кошевке зимой ездили, они тода только у бригадиров были» [1].

Далее следовал выкуп невесты, в ходе которого подруги невесты не запускали жениха во двор, требуя выкуп деньгами. Жениху полагалось и «углы откупить» – положить деньги на углы стола, за которым сидела невеста [1]. После выкупа молодые отправлялись на регистрацию в сельский совет. В рассматриваемый период венчания в церкви не было.

В первый день свадьбу гуляли все гости вместе в доме у жениха, что отличалось от украинской традиции. Молодых встречали родители жениха с иконой, караваем и солью [1]. При входе в дом жених и невеста становились на колени на расстеленную шубу, что, по мнению информантов, сулило богатство новой семье. За столом молодых сажали в передний угол под иконы [1]. В первый день крестный и крестная молодых собирали подарки, подавая гостям блин и стопочку. В селах Егорьевского района, как и в некоторых других украинских и русских переселенческих населенных пунктах Алтайского края, существовала традиция «ходить свадьбу глядеть», когда не приглашенные жители села – молодежь и старики – приходили к дому, где была свадьба, и смотрели, как «молодые милуются да целуются» [1].

Во второй день гости собирались в доме родителей невесты в назначенное время. В этот день особенно много шутили и веселились, что соответствует украинскому традиционному обряду. Так, опоздавших гостей не пускали за столы, заставляли пить «штрафную» рюмку самогонки или, шутя «парили» березовым веником [1]. Также во второй день гости катали родителей молодых летом на корыте, зимой – на санях, устраивая шуточное представление и требуя выкуп за них самогоном.

Значимым обрядом второго дня, как показал опрос информантов, в этот период оставалась демонстрации честности невесты. Зафиксированный в ходе исследования способ в других районах расселения украинцев Алтайского края выявлен не был. Жених разбивал глиняный горшок, наполненный монетами и повязанный красным платком. Если девушка была честной, платок повязывали ее матери. После чего на пол бросали солому и молодые «сор мели». С.В. Бесчеремный рассказывал: «горшок разобьют, кума веником разметет, а молодые собирают эту мелочь» [1].

Третий день праздновали в доме жениха. Украинский обряд «курятина» в свадьбе украинцев Егорьевского района в 40–50-е гг. XX в. совершался редко и к настоящему времени практически забыт информантами. Только в с. Титовка А.М. Адонина вспоминала: «Курей воровали. Головы им пооткрутят. Мама ругаться выходила с имя» [1]. Вероятно обряд «курятина» был утрачен именно в этот период времени в силу экономических причин. «Каких курей воровали?! Да их тода и не было! Что это за традиция курей воровать?!» [1].

Четвертый день свадьбы являлся заключительным. В этот день гостей приглашали в дом родителей невесты «заслонки подметать» [1].

Таким образом, активное взаимодействие южнорусских и украинских переселенцев конца XIX – начала XX в. и их потомков в селах Егорьевского района нашло отражение в свадебной обрядности. Свадьба украинского населения к 40–50-м гг. XX в. включала элементы и украинской, и русской традиционной свадебной обрядности, а также новации, обусловленные развитием общества. Так, устойчивый характер имели украинские традиции сватовства (состав сватов, роль хлеба и др.), веселый характер обрядности, катания родителей, испытания для опоздавших гостей во второй день, способ украшения конской упряжи, название заключительного дня свадебного пира («заслонки подметать»). Из русской обрядности были заимствованы «банный» обряд, название «запой». Способ демонстрация честности невесты соотносится в большей степени с русской традицией разбивания горшка. Новацией для изучаемого периода можно считать «воровство» невесты и ее туфли.

————————————

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.». Проект № 13-31-01008 а1.

Опубликовано: Люля Н.В. Свадьба украинского населения Егорьевского района Алтайского края конца 1940 – начала 1950-х годов как результат межэтнического взаимодействия // Современные проблемы древних и традиционных культур народов Евразии : тез. докл. LIV Региональной (X Всероссийской с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 130-летию открытия палеолита на Афонтовой горе и 100-летию первых раскопок памятников андроновской культуры, Красноярск, 25–28 марта 2014 г. / отв. ред. П.В. Мандрыка. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. – С. 222–224. 

Список литературы и источников

1. Архив ЛИК АлтГПА. Ф. 1. – Материалы ИЭЭ 2013 г. Егорьевский р-он (Адасик М. И. 1924 г. р., Адонина (Калинович) А. М. 1938 г. р., Бесчеремный С. В. 1926 г. р., Говорушко В. П. 1933 г. р., Зоткина (Белоус) М. Е. 1935 г. р., Косьяненко Е. П. 1925 г. р., Литвиненко А. С. 1935 г. р., Солощенко Л. В. 1928 г. р., Смородский Ю. Л. 1935 г. р.).

2. Борисенко В. К. Свадебные обычаи и обряды // Украинцы. – М.: Наука, 2000. – С. 291–307.

3. Липинская В. А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII – начало XX века. – М.: Наука, 1996. – С. 218–225.

      

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»