Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



Н.В. Люля

ДЕМОНСТРАЦИЯ «ЧЕСТНОСТИ» НЕВЕСТЫ В СВАДЬБЕ СЕЛЬСКОГО УКРАИНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ В 1910–1960-е ГОДЫ*


Одним из значимых ритуалов в традиционной свадебной обрядности восточнославянских народов являлся ритуал демонстрации «честности» невесты. «Честной» в крестьянской среде называли девушку, сохранившую невинность до брака; утратившую называли «нечестной».

Исследования украинской свадебной обрядности по основе данных интервьюирования (полевые материалы автора, фонды Архива Центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения АлтГПА) показывают устойчивость этого ритуала в селах Алтая на протяжении 1910–1960-х гг.

В этот период свадьба украинцев Алтая длилась три-семь дней и включала сватовство, приглашение гостей на торжество, вечерку, выкуп, венчание (регистрация в 1950–1960-е гг.), дары, «покрывание молодой», определение «честности» невесты, «сор», ряжение, катания, «курятина». В зависимости от степени сохранности перечисленных этапов можно выделить: 1910–1930-е гг., характеризующиеся сохранением традиций, структуры, символики свадьбы; 1940-е гг. – не востребованностью обряда; 1950–1960-е гг. – переходом к формальному соблюдению ритуалов.

Рассматриваемый ритуал в среде украинских переселенцев называли «проводами молодых до постели». В 1910–1960-е гг. он по традиции совершался в первый день свадьбы. В доме жениха в отдельной комнате «свашки» стелили молодым постель. Согласно традиции восточнославянских народов, невесту одевали в белую рубаху. Молодых запирали в комнате. Дверь в комнату сторожил «сватун»; он мог находиться и в самой комнате, стоя спиной к молодым: «сторожить стоить, шоб жэных нэ набрыхал». По истечении некоторого времени «свашки» входили в комнату и выносили на подносе рубаху невесты, со следами дефлорации – доказательством целомудрия невесты. Если невеста была «честной», то исполняли песни-припевки соответствующего характера (Романовский, Поспелихинский районы). На следующее утро родные жениха шли к родителям девушки, чтобы поблагодарить их за «честную, благородную» невесту. Свадьба продолжалась по традиционному сценарию.

В случае отсутствия свидетельства непорочности, свадьба прекращалась. В адрес невесты звучали оскорбительные песни и шутки. Как у украинцев, так и у русских утрата невинности до свадьбы выражалась символически. Традиционно символическим «репрезентативом» являлось отверстие – на ограду дома, где жили родители «нечестной» невесты, гости вешали ведро без дна. Девушку называли «цэбэрка», что, по словам информантов, означало ведро без дна. Чтобы избежать позора жених мог отказаться от невесты. Информанты старшего поколения, рассказывая о возможном исходе ритуала в случае, если невеста окажется «нечестной», подчеркивали, что он был большой редкостью, так как «большинство девчатами были, такого не было шобы пробывали».

В 1950–1960-е гг. обряд демонстрации «честности» продолжал сохраняться как один из этапов свадьбы, но форма обряда претерпела изменения. О невинности невесты оповещали гостей, вывешивая на дом жениха красный флаг (Романовский, Поспелихинский, Панкрушихинский, Волчихинский и др. районы), или разбивая глиняный горшок, повязанный красным платком, который затем в знак «честности» повязывали матери девушки (Егорьевский район).

Бесчестие демонстрировали, используя символику «кулинарного кода». Часто репрезентантом в таких случаях выступали блины: «блины подали на стол, а он [жених] возьми да выкуси середку. Вроде и смех и неудобно». Материалы интервьюирования дают основания считать, что обряд уже не нес прежней символической нагрузки. Его исход не влиял на отношение родителей, жениха и гостей к невесте. Ритуал совершался формально и носил в большей степени шуточный характер.

Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода изменения в обществе приводили к утрате, или трансформации элементов традиционной свадебной обрядности, что нашло отражение и в обряде демонстрации «честности» невесты, который к 1960-м гг. утратил символическое значение, изменил форму, но продолжал воспроизводиться.

 ————————————

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце XIX–XX в.». Проект № 13-31-01008 а1.

Опубликовано: Люля Н.В. Демонстрация «честности» невесты в свадьбе сельского украинского населения Алтая в 1910–1960-е годы // Материалы 52-ой международной научной студенческой конференции МНСК-2014 : Этнография. – Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 2014. – С. 63–64.

          

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»