Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты
Культурное наследие Сибири | Тематический указатель статей КИСа | Содержание номеров КИС | Требования к оформлению статей



A.M. Кулемзин

КУЛЬТ УСТАРЕВШИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЕЕ И МУЗЕЙНОМ СПЕЦИАЛИСТЕ*


В настоящее время в нашем обществе бытуют представления о музее и музейном специалисте, не вполне соответствующие современной реальности. Это, на наш взгляд, происходит оттого, что ни в музееведческой литературе, ни в отечественном законодательстве не имеется сколько-нибудь удовлетворительного определения понятия « музей». Определение, данное в учебнике «Музееведение: исторические музеи» (1988 г.) под редакцией К.Г. Левыкина и В. Хербста, противоречит логике, так как дано через музейный предмет, т. е. через собственную сущность. Это является тавтологией. Таким же недостатком страдает и определение, данное в Федеральном Законе «О музейном фонде...» (1998 г.). Но какие бы формулировки ни выдумывали музееведы и правоведы, в обществе стойко держатся два представления о том, что такое музей.

«Первое представление: музей – это прежде всего собрание произведений искусства, в основном живописи. Оно сложилось в эпоху господства классицизма в российской культуре, в XVIII – начале XIX вв., когда музеи в России были довольно редким явлением. Они были доступны лишь для аристократии, увлекавшейся коллекционированием преимущественно произведений западноевропейского искусства, и для искусствоведов, обслуживавших эту аристократию. Поэтому для элиты российского общества музей ассоциировался прежде всего с собранием произведений « изящных искусств». Наследие этой эпохи еще живо, в основном в сознании искусствоведов и сотрудников крупнейших музеев наших столиц. Такое понимание музея тиражируется среди студентов, изучающих музейное дело.

Иное представление возникло в эпоху подъема народно-патриотических настроений во второй половине XIX в. и окончательно закрепилось в сознании широких народных масс в «золотой век» советского краеведения, в 20-е – начале 30-х гг. XX в., когда по всей стране стали массово возникать многочисленные краеведческие музеи. В них собиралось все, от бивня мамонта до вышедших из употребления предметов быта. В этот период мелкие краеведческие музеи, как их тогда называли, «провинциальные», стали доступными самым широким слоям населения. Это привело к новому пониманию музея как места хранения всяческих не имеющих практического применения вещей.

Соответственно этому сформировались представления и о музейных специалистах. Для одних это – эстетствующий искусствовед, разбирающийся в тонкостях живописи, для других – увлеченный краевед, имеющий вместо широкого образования лишь горячий энтузиазм да любовь к родному краю. На наш взгляд, пора отказаться от культа устаревших представлений о музее и музейном специалисте.

Современные теория и практика музейного дела существенно изменили представления о задачах музея и привели к иному их пониманию. Оно значительно отличается от прежних представлений. Главное то, что музей стал пониматься не как помещение для хранения музейных предметов, а как пространство, сохраняющее и регенерирующее историко-культурное наследие. Современный музей – это прежде всего новое мировоззрение бережного отношения к прошлому, к культуре всех народов и к той среде, в которой она возникла и бытовала. При таком подходе сохранение естественной подлинной традиционной историко-культурной среды чрезвычайно важно.

Эту миссию в настоящее время выполняют так называемые «музеи под открытым небом» (скансен-музеи и экомузеи). Однако они также имеют ограниченные возможности и сохраняют лишь предметную часть культуры, что называется музейным предметом. Другая, не материальная часть культуры – фольклор – исчезает вместе с ее носителем. Сохранение реликтов традиционной культуры вместе с ее материальной частью и фольклором возможно при использовании метода комплексной регенерации историко-культурного наследия, предполагающего сохранение создателей и носителей традиционной культуры, а также подлинной, достоверной историко-культурной среды в каком-либо относительно замкнутом регионе.

В связи с тем, что в каждом отдельном регионе протекали своеобразные, специфические исторические события и культурные явления в неповторимой историко-культурной среде, то специалистов музейного дела необходимо готовить не столько на классических образцах старого европейского изобразительного искусства, сколько на местном историческом, культурном и природном наследии.

На наш взгляд, современный музейный специалист – это не архаическая крайность ностальгического восхищения по поводу классического и реплик по поводу современного искусства. Это также и не малообразованный, но упрямый в своем энтузиазме краевед. Современный специалист музейного дела прежде всего должен обладать мышлением планетарного масштаба, понимать глобальные процессы развития цивилизации и опасность разрыва при этом между традиционным и инновационным в духовном развитии человечества. Для недопущения этого разрыва он должен владеть методами сохранения достижений человеческой цивилизации и культуры и умелого включения историко-культурного наследия в современное культурное пространство.

В связи с происходящими процессами быстрого исчезновения традиционных национальных культур на территории Сибири и большим недостатком специалистов по их сохранению и регенерации Кемеровская государственная академия культуры и искусств приступила к подготовке специалистов музейного дела и охраны памятников, исходя из историко-культурной специфики региона. Дисциплины учебного плана новой специальности отражают специфику региона и предусматривают углубленное изучение краеведения, этнологии, истории и традиционной культуры Сибири. Мировоззренческой задачей при подготовке молодого специалиста поставлено формирование уважительного отношения к историко-культурному наследию всех времен и народов.



* © Культурологические исследования в Сибири. – 2002. – №2(8). – С. 111–112.

   

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»