Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты
Культурное наследие Сибири | Тематический указатель статей КИСа | Содержание номеров КИС | Требования к оформлению статей



ФОАТ ТАЧ-АХМЕТОВИЧ ВАЛЕЕВ – ВИДНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ СИБИРИ
(К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)*

 

Фоат Тач-Ахметович Валеев – видный отечественный этнограф, академик Международной тюркской академии, профессор, доктор исторических наук, многие годы работает профессором Казанского инженерно-строительного института (ныне это Казанская государственная архитектурно-строительная академия), заслуженный деятель науки Республики Татарстан. Он родился 14 ноября 1918 г. в д. Яланкуле (Еланлы) Большереченского района Омской области. Окончил Омский государственный педагогический институт по специальности история. В 1948–1950 гг. Ф.Т. Валеев был начальником вечернего университета марксизма-ленинизма при Омском гарнизонном Доме офицеров и преподавал историю СССР в этом университете и Омском государственном педагогическом институте. В 1950–1961 гг. находился на военной службе, работал преподавателем социально-экономического цикла дисциплин в Омском танко-техническом училище, в 1960–1962 гг. – старшим преподавателем кафедры общественных наук Омского машиностроительного института и учебно-консультативного пункта Всесоюзного заочного финансово-экономического института. Переехав в Казань, он с 1962 г. стал работать сначала старшим преподавателем, затем доцентом кафедры марксизма-ленинизма Казанского инженерно-строительного института, с 1990 г. – профессором этой же кафедры, а далее – кафедры политической истории. Ф.Т. Валеев – участник Великой Отечественной войны, награжден тремя орденами Отечественной войны I–II степени и многими медалями.

Много сил и времени в своей жизни отдал Ф.Т. Валеев на благо Родины, особенно в ратном деле и преподавательской работе. Но широкую известность в России и за рубежом он приобрел в среде ученых благодаря своей плодотворной научной деятельности в области этнографии, истории, историографии, религиоведения и топонимики. Он является автором более 130 работ (включая объемные публикации в газетах и публицистических журналах)1. Основное направление его научных исследований – этнография сибирских татар и сибирских бухарцев, их этнические и этнокультурные контакты и связи с народами Саяно-Алтая, Казахстана и Средней Азии, татарами Поволжья и Приуралья, башкирами и другими народами. В настоящее время он исследует этнографию сибирских татар, переселившихся еще в начале XX в. в Турцию из районов Омской области. В 1965 г. им в Ташкенте защищена кандидатская диссертация «Сибирские бухарцы во второй половине XIX – начале XX вв.», а в 1988 г. в Москве в Институте этнографии АН СССР – докторская диссертация «Сибирские татары (проблемы этнокультурного развития во второй половине XIX – начале XX вв.)». Постоянное трудолюбие и пытливость ума снискали уважение к нему и единодушную поддержку со стороны ленинградского (ныне санкт-петербургского) и московского центров отечественной этнографии, а также со стороны сибирских этнографов, ученых Казани, Ташкента, Уфы и других городов СССР (ныне стран СНГ).

Основные результаты научных изысканий Ф.Т. Валеева изложены им в нескольких монографиях2, в которых ему удалось достаточно глубоко исследовать научную проблему этнокультурной истории сибирских татар на примере их самой крупной группировки – тоболо-иртышских татар, включающей пять этнических групп (проживают в Омской, Тюменской и частично Свердловской областях).

Совершенно правомерно им был выработан период второй половины XIX – начала XX вв. В это время наиболее бурного развития капитализма в дореволюционной России происходили интересные процессы в культуре, в то же время сохранялся комплекс основных культурных традиций сибирских татар. Многоплановость поставленных в монографиях задач потребовала привлечения широкого круга источников, основную группу которых составили полевые материалы, собранные Ф.Т. Валеевым в течение нескольких десятилетий.

Еще будучи студентом, в 1938 г. он принял участие в этнографической экспедиции И.П. Струковой к татарам Омской области. Особо следует подчеркнуть, что помимо экспедиционных работ среди разных групп сибирских татар он проводил сборы материалов также среди казахов и узбеков. Использование архивных источников, музейных коллекций, опубликованных этнографических, лингвистических и исторических данных в совокупности с полевыми материалами позволили ему успешно решать все поставленные им в своих исследованиях задачи.

Серьезным представляется вклад Ф.Т. Валеева в изучение этногенеза тоболо-иртышских татар. Хотя данная проблема не может и сегодня считаться решенной до конца, все же вопросы о роли кыпчакского и алтайского компонентов в составе сибирских татар благодаря его исследованиям в какой-то степени можно считать изученными.

Наибольшее внимание в своих работах Ф.Т. Валеев уделил типологическому и сравнительно-генетическому исследованию хозяйственных занятий, материальной и духовной культуры, семейной обрядности, общественному быту тоболо-иртышских татар. Ему удалось выявить общие черты в культуре разных групп сибирских татар, отметить многие особенности в этнокультурном облике отдельных этнических и этнографических групп, выделить этнокультурные компоненты. Это позволило значительно углубить решение проблемы этнической истории сибирских татар, выявить их разнообразные этногенетические и историко-культурные связи со многими народами нашей и соседних стран. Ф.Т. Валеев во многих случаях успешно решает вопросы генезиса культурных явлений. Особый интерес и одобрение вызывает изучение им реликтов доисламских верований сибирских татар, результаты которого изложены им в ряде статей3.

Конечно, не все стороны традиционной культуры тоболо-иртышских татар изучены Ф.Т. Валеевым равномерно – сегодня требуется более углубленное исследование явлений культуры каждой отдельной этнической, субэтнической, этнографической и субэтнографической группы сибирских татар. И такие работы уже публикуют отдельные ученые (И.В. Белич, В.Б. Богомолов, Ф.Х. Гильфанова, Л.М. Кадырова, О.П. Коломиец, М.А. Корусенко, С.Н. Корусенко, Н.В. Кулешова, Н.А. Левочкина, А.В. Матвеев, А.Г. Селезнев, И.А. Селезнева, Е.Ю. Смирнова, Ф.М. Фаткулина, А.А. Ярзуткина и др.). Но все они обращаются к работам Ф.Т. Валеева, и главное, что этот ученый первым в этнографии вышел на фундаментального уровня монографическое изучение самого многочисленного коренного народа Западной Сибири.

И еще одна сторона деятельности Ф.Т. Валеева и его недавно скончавшейся супруги – известного тюрколога Софьи Мунзыровны Исхаковой – вызывает глубокое уважение со стороны российской общественности. Это их постоянное внимание к проблемам возрождения культуры и языка сибирско-татарского этноса4 и практическое участие их в этом деле.

Как человек и гражданин России Ф.Т. Валеев известен своей глубокой порядочностью, принципиальностью, честностью, истинным патриотизмом, удивительной верностью своим учителям и друзьям-коллегам, их близким и родным. Омские этнографы и их окружение постоянно общаются с середины 1970-х гг. (около 30 лет) с Ф.Т. Валеевым, поддерживают с ним самые тесные научные и дружеские связи, а поэтому очень сильно ощущают на себе дружелюбие этого неординарного ученого. Он и С.М. Исхакова бывали в Омске, с которым связана их юность, практически ежегодно (а то и по 2–3 раза в год) принимали участие в проводимых омичами международных, всероссийских и региональных научных конференциях, помогали молодым ученым-этнографам омской группы, работающим по тюркской проблематике, выступали рецензентами по их кандидатским диссертациям.

Авторы этой статьи поддерживают дружбу (которую ценим очень высоко) с Ф.Т. Валеевым (и поддерживали такую же дружбу с С.М. Исхаковой) более трех десятков лет и в полной мере испытали на себе их безграничное гостеприимство во встречах и длительном общении в Казани, Москве, Омске, Тобольске, Томске и других городах, в т.ч. на многочисленных научных конференциях. Результатом длительного сотрудничества Н.А. Томилова с Ф.Т. Валеевым явились совместные научные работы5. Мы благодарны судьбе, что наши давно уже взрослые дети также занялись научной работой и стали кандидатами наук, а их дочь Алсу недавно защитила докторскую диссертацию по социологии.

Вообще забота об укреплении традиций в обществе, семье и науке – тоже одна из ярких сторон жизнедеятельности Ф.Т. Валеева. В последние годы он активно взялся еще за один вид работы – возвращение в память россиян имен видных ученых, просветителей и общественных деятелей – выходцев из сибирско-татарского этноса. Благодаря ему мы узнали немало нового, забытого о многих ярких личностях – о просвещенном сибирском бухарце, сотрудничавшем в журнале «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» и встречавшемся с А.Н. Радищевым, об авторе «Букваря татарского и арабского письма» Н.Б. Атнометове, об авторе религиозных книг М. Юмачикове, о сказителе С. Зайнитдинове, о поэтессе X. Ниязовой, о переводчике с русского на татарский язык популярных книг X. Ченбаеве, о меценатах образования и, шире, культуры тюменских бухарцев Сайдуковых, о крупном общественно-политическом деятеле, литературоведе и издателе Г.О. Ибрагимове и др.6 Сегодня Ф.Т. Валеев занят благородным делом – подготовкой к печати материалов о незаконно репрессированных в сталинское время сибирских татарах.

Фоат Тач-Ахметович Валеев – всегда в делах и заботах: о родных, друзьях, коллегах, об обществе и России. И мы надеемся, что немало славных дел ждут еще впереди этого неутомимого человека, нашего прекрасного друга, наставника молодых ученых.


Примечания

1 См.: Список основных работ доктора исторических наук Фоата Тач-Ахметовича Валеева (к 80-летию со дня рождения) // Этнографическое обозрение. – 1999. – №3. – С. 156–158; Список основных работ доктора исторических наук Фоата Тач-Ахметовича Валеева (к 80-летию со дня рождения) // Сибирские татары. – Тобольск, 1998. – С. 216–219.

2 Валеев Ф.Т. Западносибирские татары во второй половине XIX – начале XX вв.: Историко-этнографические очерки. – Казань, 1980; Он же. Сибирские татары: культура и быт. – Казань, 1992; Он же. Сибирские татары: культура и быт (2-е изд.). – Казань, 1993; Исхакова С.М., Валеев Ф.Т. Сибирские татары: этнокультурные и политические проблемы возрождения / В серии: Исследования по прикладной и неотложной этнологии. – Документ № 92. – М., 1996; Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. – Новосибирск, 1996. – (Культура народов России. – Т. 2).

3 Валеев Ф.Т. Обереги как пережиток доисламских верований сибирских татар // Из истории Сибири. – Томск, 1976. – Вып. 19. – С. 244–249; Валеев Ф.Т. О религиозных представлениях западносибирских татар // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976. – С 320–331 и др.

4 Исхакова С.М., Валеев Ф.Т. Сибирские татары...; Валеев Ф.Т. Причины языковых конфликтов (к проблеме языкового взаимодействия сибирских и поволжских татар) // Тюркские народы. – Тобольск; Омск, 2002. – С. 541–542 и др.

5 Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. – Новосибирск, 1996. – 220 с.; Томилов Н.А., Валеев Ф.Т. Ислам в Сибири // Ислам, общество и культура. – Омск, 1994. – С. 163–165.

6 См., напр.: Валеев Ф.Т. Вклад ученых из сибирских татар в изучение и развитие культуры тюркских народов России в конце XVIII – начале XX вв. (до Февральской и Октябрьской революций 1917 г.) // Сибирские татары. – Тобольск, 1998. – С. 176–178; Валеев Ф.Т., Исхакова С.М. Ният Бака (Еакы) Атнометов – педагог, ученый, общественный деятель // Тюркские народы. – Тобольск; Омск, 2002. – С 131–135; Валеев Б.Ф., Валеев Ф.Т. Абдерашит Ибрагимов как этнограф // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций (XVIII–XX вв.). – Омск, 1995. – Т. I. – С. 221–224 и др.

 

Н.А. Томилов, B.C. Томилова



* © Культурологические исследования в Сибири. – 2004. – №2(13). – С. 10–14.

  

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»