Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты
Культурное наследие Сибири | Тематический указатель статей КИСа | Содержание номеров КИС | Требования к оформлению статей



ЮБИЛЕЙ ИСТОРИКА И ЛИТЕРАТОРА.
К 80-ЛЕТИЮ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА МИХАИЛА ЕФИМОВИЧА БУДАРИНА*

 

В ноябре 2000 г. исполнилось 80 лет доктору исторических наук, профессору М.Е. Бударину, видному и авторитетному исследователю истории Сибири и ее культуры,краеведу, культурологу, драматургу, журналисту, популяризатору. Уже сам перечень направлений его научной и художественной деятельности рисует нам человека широкой эрудиции, разнообразных талантов, с острым интересом к людям и истории его родины – Сибири. Именно любовь к родному краю сделала персонажами его книг и статей, пьес и художественных очерков как выдающихся государственных, политических и общественных деятелей края (среди них – декабристы, революционеры-народники, большевики, А.В. Колчак, ученые, композиторы), так и рядовых тружеников – врачей, рабочих, рыбаков, колхозников, охотников сибирского севера. Ныне библиография его трудов насчитывает более двухсот названий, хотя еще пять лет назад примерный перечень его работ только приближался к этой цифре (Библиографический указатель. Сокращенный вариант // Вопросы истории и литературы. – Омск, 1995. – С. 85–91).

Сибирская земля вскормила М.Е. Бударина – ученого и педагога, сделала его активным участником непростых событий советской истории, разбудила интерес к прошлому. М.Е. Бударин родился, учился и начал свое профессиональное и гражданское становление в самом сердце Западной Сибири – Приишимье. Отец будущего историка был красным партизаном, несколько его ближайших родственников были членами одной из первых сельскохозяйственных коммун и погибли мученической смертью от рук колчаковцев и кулаков, и с тех пор темы революции и гражданской войны стали для него особенно значимыми и личностно окрашенными. Ишим, близлежащий Тобольск. Тюменский север – все это связано с именами Ермака, русской колонизацией Сибири. ссыльными революционерами, легендами северных народов – все это буквально впитывал будущий историк.

После учебы в Казанском медицинском институте М.Е. Бударин работал в редакции газеты «Серп и молот» города Ишима, где вел рубрику «Родное Приишимье» и где были опубликованы его первые исторические зарисовки и очерки. В 1942 г. он был направлен на курсы журналистов при ЦК ВКП(б), по окончании которых был приглашен в состав выездной редакции газеты «Правда» в Кузбасс, в 1943–1944 гг. стал штатным сотрудником газеты «Омская правда», а в 1944–1945 гг. – собственным корреспондентом газеты «Известия» но Омской и Тюменской областям. Журналистская работа стала серьезнейшей школой жизни, свела со многими интересными людьми, он объездил промышленные новостройки, сельскую глубинку, поселки и стойбища северных народов. Это стало темой его газетных публикаций и основой будущих книг.

В 1949 г. М.Е. Бударин окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б) в Москве по факультетам истории и журналистики. Наибольшее влияние на него оказали, по его собственному признанию, академик М.В. Нечкина, крупнейший специалист по истории декабризма, и профессор К.А. Попов, известный в прошлом революционный деятель, участник допроса адмирала Колчака в Иркутске, бывший председатель Омского губисполкома, один из руководителей Института марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б). Результатом изысканий М.Е. Бударина тех лет станет изданная в 1949 г. в Омске книга «Декабристы в Западной Сибири» и собранные материалы о декабрьском восстании омских рабочих против Колчака в 1918 г., в том числе чрезвычайно ценные и впоследствии существенно пополненные своды воспоминаний красных партизан. М.Е. Бударин встречался с видными революционерами и политическими деятелями: большевиком с 1904 г. профессором МГУ М.К. Ветошкиным, комиссаром здравоохранения Сибири К.П. Чудиновой, одним из первых социал-демократов Сибири Г.И. Крамольниковым, известным революционером и дипломатом И.М. Майским.

В 1956 г. М.Е. Бударин защитил кандидатскую диссертацию в Московском государственном университете, а в 1971 г. в Новосибирске – докторскую диссертацию по проблемам истории народов Севера. Работы М.Е. Бударина о Тобольском Севере при неоднозначной ныне оценке некоторых выводов, сохранили свое значение как факт историографии прежде всего за счет привлечения автором гигантского пласта источников, извлеченного не столько из архивов, сколько в результате многочисленных поездок по северному краю, встреч и бесед с местными жителями, в том числе с первыми поэтами и прозаиками ненецкого, хантыйского и мансийского народов – И, Истоминым, П. Хатанзеевым, Г. Лазаревым, Л. Лапцуем. У него до сих пор на Севере много друзей и учеников.

В 1963–1991 гг. М.Е. Бударин заведовал кафедрами истории в Омском государственном педагогическом институте (ОмГПИ) и Омском государственном университете. С 1972 г. он как профессор ОмГПИ состоит членом нескольких специализированных советов по присуждению степени доктора и кандидата исторических наук, многие из ею учеников стали известными учеными.

Михаил Ефимович – прекрасный лектор и популяризатор науки, интерес к истории Сибири побудил его разработать специальные лекционные курсы по истории региона, истории сибирского казачества, истории немцев в России и Сибири, историческому краеведению. Основополагающий тезис его выступлений перед студенческой аудиторией – «Любовь к Отечеству начинается с любви к родному краю». М.Е. Бударин внес немалый вклад в осознание того, что путешествия по родным местам внимательного и заинтересованного наблюдателя могут стать фактом культуры. Таковы его путевые очерки «От Зайсана до Карского моря», опубликованные в «Омской правде». «На теплоходе по Иртышу» (Сибирский меридиан. – М., 1983), «По просторам Оби и Иртыша. Книга-путеводитель-справочник» (Омск, 1960) и др.

Основное место в его деятельности как профессионального историка занимает изучение малоизвестных фактов и событий, восстановление исторической правды о забытых или оклеветанных людях. Ему удалось найти в архивах и сделать достоянием широкой общественности уникальные материалы о судьбах декабристов и их близких в ссылке, их связях с местной интеллигенцией, о сосланном в Тюкалинск и Ишим поэте-народовольце Г.А. Мачтете, о ссыльном украинском бунтаре У. Кармалюке в Тобольске, о пребывании в Тобольске композитора А. Алябьева, о подлинной судьбе героини первой мировой войны сибирячки Марии Бочкаревой, оклеветанной и расстрелянной большевиками в 1920 г., о подвиге комсомольца-тракториста П. Дьякова, много нового содержали очерки и три книги о сибирских чекистах. Героями его исторических заметок становились и наши современники – строители сибирских новостроек периода первых пятилеток, труженики эвакуированных в Сибирь оборонных заводов, женщины-колхозницы, вынесшие на своих плечах всю тяжесть военного лихолетья, строители Омской нефтехимии, первые целинники. Обо всех написано пером внимательного, доброжелательного, талантливого исследователя и публициста.

История стала материалом и для художественной прозы и драматургии М.Е. Бударина. Северная тема лежала в основе сборника рассказов «Где кочуют норд-осты» (Омск, 1963), исторической повести «Сын племени нянянгов» (Свердловск, 1964), приключенческой повести «Тайна забытого леса» (Новосибирск, 1965).

Любимый герой М.Е. Бударина – Ермак, изучению его эпохи было отдано несколько лет, выявлены редчайшие документы в библиотеках и архивохранилищах Москвы, Ленинграда, Свердловска, Омска, Иркутска, Тобольска. Верный своему принципу понимать людей и события в их природно-вещном окружении, М.Е. Бударин посетил места с мемориальными памятниками в Новгороде, Новочеркасске, Иркутске. Итогом стала историческая драма «Ермак», где автор по-новомуМ.Е. Бударин в путешествии по рекам Обского Севера, 1990 г.подошел к рассмотрению политических и чисто военных аспектов похода Ермака. Несомненны и литературные достоинства пьесы: интересный сюжет, живые диалоги, индивидуализированные речевые характеристики. Пьеса была издана в Омске и Москве, поставлена в театрах ряда городов Урала, в Омске, Кургане, Тюмени, Вологде, Абакане. Тема освоения русскими Сибири была продолжена в другой исторической драме «Сказание о Таре» («Кучум»), где действует удалой казачий атаман Григорий Яссырь – один из строителей Тары. «Памятником на Иртыше» была названа в центральной прессе постановка «Ермака» в Омском драматическом театре. Всего пьесы М.Е. Бударина (в том числе «Живой ключ», «Ущелье шаманов») были поставлены в пятнадцати городах страны. Еще одной гранью творческой деятельности М.Е. Бударина стало успешное освоение специфики телевидения – он написал сценарии документальных телефильмов по истории Сибири – «Человек, о котором сложили песню» (о П. Дьякове), «Золотой запас республики», сам неоднократно выступал в передачах общественно-политической и литературной редакций.

С 1995 г. М.Е. Бударин начинает сотрудничать на постоянной основе с сектором динамики локальных историко-культурных процессов Сибирского филиала Российского института культурологии. Именно здесь, обратившись к проблемам методологии гуманитарных наук, к историческому опыту родиноведения, М.Е. Бударин смог на новом уровне реализовать свои исследовательские интересы. Так появляется его фундаментальное учебное пособие «Учись понимать прекрасное (в искусстве, истории, природе). Опыт гуманитарного родиноведения» (Омск, 1999. – 355 с.). В этой обращенной к молодежи книге в доступной форме изложены серьезнейшие теоретические постулаты из сферы культурологии, эстетики, истории, обоснованы преимущества междисциплинарного родиноведческого подхода к изучению культуры и дается необычайно богатый фактический, во многом ранее неизвестный материал об истории, природе, архитектуре и искусстве Сибири. И опять среди героев книги – Ермак, А. Алябьев, Н. Фонвизина, ставшая прообразом пушкинской Татьяны Лариной. Ф. Достоевский, ученые Г. Потанин и Ч. Валиханов, актер М. Потоцкий и многие другие. Эту книгу сейчас с огромным интересом изучают школьники, учителя, все любители прекрасного, подлинным рыцарем которого является М.Е. Бударин. С истинным энтузиазмом продолжает ученый и писатель участвовать в научных конференциях по проблемам методологии и историографии, истории сибирского казачества, литературоведения, искусствознания, истории родного края, поражая своим удивительным умением находить новые материалы (например, опубликование документов о военных действиях на территории тыловой Омской области в годы Великой Отечественной войны) и неподражаемым даром рассказчика.

М.Е. Бударин, по его собственному признанию, еще не выполнил все намеченные для себя планы, не осуществил все задуманные публикации. Коллеги, многочисленные ученики, друзья юбиляра желают ему долгих лет жизни и реализации этих замыслов.


В.Ш. Назимова



* © Культурологические исследования в Сибири. – 2000. – №2(4). – C. 5–8.

      

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»