Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты




О.В. Петренко

СИМОНА ГУСТАВОВНА ЛАНДАУ: ТЕАТРОВЕД, ИСТОРИК–КРАЕВЕД*


Краеведение не только наука, но и деятельность!

Д.С. Лихачев1

Сегодня, когда вместо государственно-политической истории и глобальных проблем социально-экономического развития наиболее живой интерес вызывают история повседневности, локальная история, микроистория, особую популярность приобретает краеведение. Под краеведением, как правило, понимают сферу научно-исследовательской, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности в отношении прошлого и настоящего какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. Шире – это междисциплинарное, комплексное знание о конкретном «Месте», включающее: географические, историко-культурные, биографические, демографические, фольклорные, литературоведческие, экологические, социологические, музееведческие, бытописательские, библиографические аспекты (С.Д. Лихачев, С.О. Шмидт, С.Н. Корсаков).

В таком смысловом контексте театровед Симона Густавовна Ландау, без сомнения, является историком-краеведом, личностью заслуживающей исследовательского внимания. Во-первых, она является автором первой монографии по истории Омского драматического театра2. Во-вторых, С.Г. Ландауна протяжении всей жизни собирала уникальные источники театральной и персональной истории Ленинграда, Омска, Симферополя, Тамбова. Важное место в коллекции театроведа занимают материалы, освещающие историю ее собственной семьи. Большую часть своего личного архива Ландау передала на хранение в Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина в 2000 г.3 Несмотря на огромный вклад в изучение культуры российской провинции, известность в театроведческих и литературоведческих кругах творческая личность С.Г. Ландау не стала предметом специального изучения. Нам удалось обнаружить лишь краткие биографические статьи в справочных и юбилейных изданиях Тамбова, а также рецензии на ее книги в печати4. В то же время следует отметить репрезентативную источниковую базу, открывающуюся перед исследователем. Огромным информационным потенциалом обладают хранилища рукописного отдела музея им. А.А. Бахрушина (Ф. 636. Ландау С.Г.), архивных фондов Омской и Тамбовской области, где находятся материалы напрямую или косвенно касающиеся С.Г. Ландау5. Кроме того интересным источником могут стать ее исследовательские работы и воспоминания (как опубликованные варианты, так и рукописи).

Уникальные персональные сведения содержат автобиографии и личные письма. Несомненным достоинством этих субъективных по происхождению источников является информационная многослойность (здесь информация: явная и скрытая, первичная и вторичная, объективная и субъективная, вербальная и смысловая/образная). Как известно, интерпретация таких документов исследователем влечет за собой потерю части информации, в нашем случае информации о С.Г. Ландау как театроведе, историке-краеведе. Этот факт привел нас идее публикации двух не введенных в научный оборот источников, извлеченных из личного фонда Ландау в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина – «Автобиографии» и «Письма сотрудникам ГЦТМ им. А.А. Бахрушина о своем архиве, работе и творческих планах». Документы датированы январем 2000 г. В первом случае это машинопись (с рукописными вставками) на 4 листах, во втором – рукопись (1 л.). В тексте сохранена стилистика и пунктуация автора, в квадратные скобки вынесены рукописные вставки. Из этических соображений исключен завершающий автобиографию абзац с адресом С.Г. Ландау и ее сына С.А. Трапани6.

***

Ландау С.Г. Автобиография7

Я, Ландау Симона Густавовна, родилась в С.-Петербурге 17/VI1913 года в семье служащего, инженера-путейца Ландау Густава Ивановича8. Мать – медсестра [Регина Антоновна, в девичестве Рафалович]. Окончила в Ленинграде 15-ю трудовую школу (бывшее Тенишевское училище), беспартийная. В 1932 г. поступила, в 1938 г. окончила Гос. институт Театрального искусства в Москве (ГИТИС), театровед (диплом № 197073), сдала в 1955 г. кандидатский минимум при Институте истории искусства Академии наук СССР. По семейным обстоятельствам не смогла защитить кандидатскую, хотя работа была написана и уже опубликована («Очерки по истории Омского театра»). В 1935 г., после убийства Кирова семья (отец, мать, сестра и я) были высланы из Петербурга (минус 15). Отец поступил на строительство автомагистрали Москва–Минск (управление находилось в Вязьме) начальником производственного отдела. 7 апреля 1937 года – арестован. Увезен в Смоленск. 1936 году 2 января расстрелян по обвинению в шпионаже и вредительстве. В 1956 г. реабилитирован полностью из-за отсутствия состава преступления. Во время войны эвакуировалась в Омск. Я работала:

1) с 1/XII1938 г. по 15/IXг. 1941 г. – в ЛенТюзе – педагог-методист

2) с 15/IX 1941 г. по 1/ VII1942 г. – в Омском ТЮЗе – педагог-методист, завлит.

3) 1/VII1942 г. по 13/VI1943 г. – (из-за перевода Омского ТЮЗа в г. Тару) завед. художеств. отделом Омского Дома пионеров.

4) 15/VI1943 г. по 18/X1950 г. – в Омском обл. радиокомитете литературным редактором (завед. Литературно-драматическим и детским вещанием).

В Омске работала по совместительству:

5) 1/ XII1944 г. по 21/ II1947 г. – завлитом Омского облдрамтеатра и преподавателем истории театра в театральной студии при Омском облдрамтеатре.

В Омске я вышла замуж за режиссера Омского театра кукол Трапани Андрея Петровича9. В связи с тяжелой болезнью моей матери после гибели отца … врачи советовали увезти ее из Сибири на юг, к морю. Муж получил назначение главного режиссера Крымского театра кукол и мы переехали в Симферополь.

Там я работала:

6) с 10/XI1950 г. по 15/ IX1952 г. – преподавателем истории театра в Симферопольском художественном училище им. Самокиша на факультете театральных декораторов.

7) с 15/IX1952 г. по 10/ XI1954 г. – преподавателем истории театра Симферопольского музыкального училища на вокальном отделении.

8) С 3/IV1954 г. по 10/ V1962 г. – в Симферопольском Дворце пионеров – руководителем театральной студии.

В 1962 г. мужа перевели в Тамбов, главным режиссером и директором театра кукол.

Я работала в Тамбове?

9) с. 10/V1962 г. во Дворце пионеров руководителем театра юношеского творчества по 1973 г.

По совместительству в Тамбове в то же время я работала:

10) 1/IV1963 г. по 7/IV1965 г. – преподавателем истории русского театра в школе студии МХАТ при облдрамтеатре.

11) с. 1/IX1965 г. по 1/ IX1967 г. преподавателем истории театра в Культпросветучилище.

12) с 1/IX1967 г. по с 1/ IX1976 г. – преподавателем истории русского театра в Тамбовском институте культуры.

После чего я вышла на пенсию.

Мною написаны и изданы:

1) Книга «Из истории драматического театра в Омске». Омгиз 1950 г. 10 п.л.

2) Книга «Подснежники» Крымиздат 1962 г., 12, 75 п.л. (в беллетристической форме о художественном воспитании [детей средствами театра].

3) Альманах «Крым» за 1953 г. №10 – статья о творчестве актера и режиссера П.П. Гайдебурова – 1 печ. лист.

4) Монография об актрисе, погибшей в Крыму во время фашисткой оккупации: «А.Ф. Перегонец Судьба актрисы». Издательство «Искусство». М. 1990. 12 п.л.

5) М. «Искусство» за 1985 г. №6 статья о художнике театра «Николай Андреевич Барышев».

6) М. «Театр» за 1986 г. №5 – публикация глав из книги «Судьба актрисы»

7) Буклет к 50-летию Тамбовского театра кукол. Тамбов. 1984 г.

8) На правах рукописи «Мост в тумане» о строительстве Троицкого моста в С.-Петербурге и участии в нем моего деда Ландау И.А. Издание Петербургского Университета путей сообщения. 4 п.л. с 47 иллюстрациями и документами. 1996 г. в 10 экз. ([Один из них]находится в библиотеке им. С.-Щедрина в С.-Петербурге [в рукописном отделе. И еще один там же, в Петербурге],в научной библиотеке Университета путей сообщения).

9) Много статей о театре, рецензий на спектакли в «Омской правде», «Крымской правде» и др. газетах.

В настоящее время заканчиваю работу над своими воспоминаниями. В них вошли страницы, посвященные детству, школе, учебе в ГИТИСе в 30-е годы, его замечательным преподавателям, театрам Москвы и Ленинграда, ТЮЗу, А.А. Брянцеву10, Л.Ф. Макарьеву11 и другим тюзовцам, Л.Г. Шпет12, моей работе в Омском облдрамтеатре и на радио, Л.С. Самборской13, поэту Л. Мартынову14, композитору Пащенко15, театру им. Вахтангова в эвакуации, П.П. Гайдебурову16, а так же опыту моей работы с детьми по эстетическому воспитанию. И – самое для меня главное – истории нашего рода на протяжении всего XX-го столетия, – нелегкой судьбе деда и поистине крестной судьбе отца на основе множества писем, дневников, а также архивных документов главных хранилищ страны, НКВД, КГБ. Одним словом все пережитое за долгую жизнь – пусть субъективное и лирическое по форме, но в каком-то смысле все равно отражающее реальную действительность трагического XXв. в России, ее культуру, быт, ее потрясения и судьбу лучшей части интеллигенции, пытавшейся противостоять прессу тоталитаризма, развивая лучшие гуманистические традиции русского искусства.

Никаких перспектив к изданию этого большого труда у меня пока нет и вряд ли они появятся, но не написать его я не могла.

[Ландау Симона Густавовна]

***

Письмо сотрудникам ГЦТМ им. А.А. Бахрушина о своем архиве, работе и творческих планах17

Глубокоуважаемая Елена Георгиевна.

Спасибо Вам за письмо. Я обратилась (к Вам – О.П.), потому что с грустью смотрю на свой большой театральный и литературный архив, тревожась за его будущее – жаль, если все пропадет. Лет мне много, ждать уже нельзя.

Посылаю Вам краткую автобиографию. … у меня до сих пор хранится кое-какой материал по Омскому театру военного времени, по Лен Тюзу Брянцева (38 писем народного артистаи зав. кафедры режиссуры ЛГИТМИКА Леонида Федоровича Макарьева – мы с ним были очень дружны. Правда эти письма просили у меня в РГАЛИ, но я еще не решила этот вопрос). Так же письма режиссера и преподавателя ЛГИТМИКА Евгения Константиновича Лепковского, критика и деятеля детского театра Леоноры Густавовны Шпет, увы малоизвестной, хотя очень много сделала для нашего театра, письма актрисы Малого театра Татьяны Александровны Еремеевой, критика С.Д. Дрейдена, кинорежиссера Козинцева (это тоже просили РГАЛИ) и др. Много материала и писем осталось, связанных с А.Ф. Перегонец, ее фотографий, программок, воспоминаний товарищей по работе в «Кривом Джимме» в БДТ, в Симферопольском театре и в подполье, много внутренних рецензий на мои работы (того же Дрейдена, Элизима и пр.) интересных с точки зрения театральной критики. Много еще материалов о работе мужа, А.П. Трапани – фотографии спектаклей, программки, афиши, рецензии18. Есть и мои неопубликованные работы, в том числе большие воспоминания «Мост в тумане. Хроника XX в.», где наряду с трагичной историей 3-х поколений нашего рода, прошедшего сквозь главные вехи истории России XXстолетия, есть много о театре ранних лет 20-х – 30-х гг., о моей учебе в ГИТИСЕ и плеяде его блестящих профессоров – Дживелегове, Игнатове, Бояджиеве, Мокульском. И вообще моих мыслей о нашей театральной культуре, о Вахтангове и т.д. Эти воспоминания тоже просили в РГАЛИ, но я еще не теряю надежды, может удастся их издать19.

Хотя по правде говоря, эти надежды с каждым днем – тают (я их окончила в 1995 г.). Правда в питерском журнале «Звезда» за 99 г. №8 (август) появился сильно сокращенный вариант 1 гл., посвященной моему деду, строителю Троицкого (Кировского) моста чрез Неву. Я была бы рада, если бы Вы прочли его.

Весь мой архив, мне кажется, если и не охватывает деятельность самых крупных фигур (как ныне говорят – звезд, – что мне очень не по душе), нашего театра (за редким исключением) зато отражает тот основной пласт культуры, ту ее интеллигенцию, которая в трудных условиях тоталитарной системы, сумела пронести лучшие художественные традиции гуманизма и просветительства России, не превратившись ни в какие «винтики» (выделение наше – О.П). И это очень важно сохранить и запомнить, в противостоянии с огромным очернительством, которое, увы, существует у части современной критики. Нам есть чем гордиться в XX в.

В связи с этим, мне хотелось бы узнать, может ли ГЦТМ им. Бахрушина принять от меня еще материалы для пополнения моего фонда? Что Вас больше интересует? Из того о чем я рассказала? Все письма не чисто дружеские, а творческие, с театром связанные. К сожалению, пока что текущая творческая моя работа (не смотря на возраст) не дает возможности вплотную заняться архивом – разобрать хоть в общих чертах аннотировать – не хватает сил. Их уже очень мало. Я пишу, торопясь высказать то, что считаю нужным еще сказать (кончено, в стол, без малейшей компенсации за труды), а хочется многого. Я надеюсь, что Вы мне ответите. И если можно, пришлите, пожалуйста, копию того, что уже имеется в фонде 636. Буду очень Вам благодарна.

Желаю Вам самого доброго (с самых юных лет очень люблю музей Бахрушина и желаю ему в наше трудное время (времена у нас, на Руси, что–то слишком часто трудные) успеха в (для меня) – великом, поистине нужном и благородном деле – сохранении культуры, сохранении ее традиции, ее лица с «не общим выражением» в памяти народа.

С благодарностью, С. Ландау                                                   

25/I2000


––––––––––––––––––––––––––

Опубликовано: Петренко О.В. Симона Густавовна Ландау: театровед, историк-краевед // Краеведение как феномен провинциальной культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 125-лет. со дня рожд. А.Ф. Палашенкова (1886–1971) (Омск, 27–29 октября 2011 г.). – Омск: ОГИК музей, 2011. – С. 463–470.

* Выполнено при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 гг.», государственный контракт № 02.740.11.0350.

1 Лихачев Д.С. Русская культура. – М., 2000. – С. 173

2 Ландау С.Г. Из истории драматического театра в Омске. Омск, 1950.

3 ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. Ф. 636. С.Г. Ландау. Оп. 1. Письма С.Г. Ландау. Д. 1-28.; Оп. 2. Материалы собрания С.Г. Ландау (не систематизированы).

4 Дорожкина, В.Т. Ландау Симона Густавовна // Дорожкина, В.Т., Полякова Л.В. Литературная жизнь Тамбовского края XVII–XXI вв. – Тамбов, 2006. – С. 97–98; Симона Густавовна Ландау (к 95-летию со дня рождения) // Тамбовские даты, 2008 год: календарь знаменательных и памятных дат по Тамбовской области. – Тамбов, 2007. – С. 100–102.; Бак, Д. О книге «Мост в тумане» // Новый мир. – 2003. – № 12. – С. 192; Попов, В. Над бездной зла мне чудится ковчег // Независимая газета. – 2006. – 15 ноября; Ландау. С. Мост в тумане. Тамбов, 2003. 415 с. (Рецензия) // Новый мир. – 2003. – № 12. – С. 192.

5 См.: ТОГУ «ГАТО» Ф. 165. Трапани А.П. Оп. 2.; ТОГУ «ГАТО». Ф. 5364. Коллекция документов Тамбовского отделения союза театральных деятелей. Д. 1170. Личное дело С.Г. Ландау; БУ ИсА Ф. П-2200. Палашенков А.Ф. Оп. 1. Д. 335. Рукопись книги С.Г. Ландау. 268 л.

Трапани Сергей Андреевич (р.1955) – театральный режиссер, с отличием окончил театральное училище им. Щукина по специальности режиссура драмы. Режиссер-постановщик более 40 спектаклей, эстрадных номеров и театрализованных представлений,  более 30 видеоклипов известных исполнителей и музыкальных групп. Преподает в России и за рубежом.

7 ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. Ф. 636. Оп. 1. Д. 26. 4 л.

8 Сын инженера, сотрудника французского строительного общества «Батиньоль» Ж.-Ж. Ландо (Ивана Августовича Ландау), приехавшего с семьей в Петербург в 1898 г. для строительства Троицкого моста. В 1921 году И.А. Ландау арестован, в 1923 году покинул Россию. Г.И. Ландау с матерью остался в России, учился (1911–1917), а с 1932 г. преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения.

ТрапаниА.П. (1908–1979) – театральный деятель, по образованию химик. Член Международного союза кукольников при ЮНЕСКО-УНИМА. Занимался в театральной студии и играл эпизодические роли в МХТ, ученик К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда. В годы Великой Отечественной войны – актер, главный режиссер, художественный руководитель, и директор Омского театра кукол.

10 Брянцев Александр Александрович (1883–1961) – российский режиссер, народный артист СССР (1956). Один из основателей и первых руководителей отечественного театра для детей. Организатор (1921) и главный режиссер (до 1961) Ленинградского ТЮЗа. Лауреат Сталинской премии (1950).

11 Макарьев Леонид Федорович (1892–1975) русский советский актёр, режиссёр, драматург и педагог, народный артист РСФСР (1956). С 1919 в студии Передвижного театра П.П. Гайдебурова. Один из основоположников и активных деятелей советского театра для детей. С 1932 руководитель и педагог Студии при ЛенТЮЗе; с 1936 педагог, с 1939 профессор, руководитель кафедры актёрского мастерства Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.

12 Шпет Ленора Густавовна (1904–1976) – теоретик театра кукол, педагог, один из организаторов советского детского театра, основоположников театра кукол им С.В. Образцова. С 1947 по 1960 гг. возглавляла Кабинет детских театров Всероссийского театрального общества, вела активную педагогическую деятельность в театрах и театральных учебных заведениях страны. С 1933 г. выступала в печати по проблемам драматургии театра кукол.

13 Самборская Лина Семеновна (1890–1955) – российская актриса, режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Работала в крупных провинциальных антрепризах под руководством Н. И. Собольщикова-Самарина, Н.Н. Синельникова и др. В 1917–1922 гг. работала в Одессе, в 1922–1925 гг. в Киеве. Художественный руководитель Днепропетровского (1926), Харьковского (1927–1929), Кировского (1937-1939), Омского (1941–1950), Красноярского (1953–1954) и других театров. 

14 Мартынов Леонид Николаевич (1905–1980)- русский поэт, переводчик, мемуарист. Родился и большую часть жизни жил в Омске.

15 Пащенко Андрей Филиппович (1883–1972) – сов. композитор, засуженный деятель искусств РСФСР (1957). 

16 Гайдебуров Павел Павлович (1877–1960) русский советский актёр, режиссёр, театральный деятель, народный артист РСФСР (1940). Был в числе организаторов Общедоступного театра при Лиговском народном доме (1903), Первого передвижного драматического театра (1905–1928). С 1933 г. руководил колхозно-совхозным передвижным театром. В 1944–1950 – актёр Камерного театра, 1950-1954 г. – актер и режиссер передвижных театров страны, в 1952 г. – Крымского областного драматического театра (Симферополь). С 1955 – в труппе театра им. Е. Вахтангова.

17 ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. Ф. 636. Оп. 1. Д. 27. 1 л.

18 См.: Ландау С.Г. Парабола жизни: режиссер Андрей Тропани. – М., 2008.

19 Воспоминания опубликованы: Ландау С.Г. Мост в тумане: страницы семейной хроники // Звезда. – 1999. – № 8. – С. 139–170; Ландау С. Г. На краю круга девятого: страницы семейной хроники // Звезда. – 2001. – № 12. – С 135–169; Ее же. Мост в тумане: семейная хроника XX в. – М., 2003; Ее же. Не даёт ответа…. – М., 2006.


Список сокращений


ГИАОО–государственный Исторический архив Омской области.

ГИТИС– Государственный институт театрального искусства в Москве

ГЦТМ им. А.А. Бахрушина – Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

КГБ– Комитет государственной безопасности при Совете Министров ССС

ЛГИТМИК– Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино

ЛенТюз – Ленинградский театр юного зрителя

МХАТ – Московский художественный академический театр

НКВД – Народный комиссариат внутренних дел РСФСР

РГАЛИ– Российский государственный архив литературы и искусства

ТОГУ «ГАТО»– Тамбовское областное государственное учреждение «Государственный архив Тамбовской области»

ТЮЗ – театр юного зрителя



© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»