Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



Н.В. Люля 

СОХРАННОСТЬ ТРАДИЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ УКРАИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ АЛТАЙСКОГО ОКРУГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.*

 

В последнее время особую актуальность получают исследования, направленные на изучение динамики развития этнических традиций восточнославянских народов на территориях вторичного освоения, в частности, в Сибири [10, с. 5].

В связи с этим интерес представляет определение сохранности традиционных элементов в свадебной обрядности украинских переселенцев Алтайского округа первой половины XX века.

В основу публикации положены полевые материалы, собранные участниками историко-этнографических экспедиций АлтГПА в Романовском (2010 г.) и Поспелихинском (2008 г.) районах, а так же опубликованные описания украинской свадьбы Баевского, Табунского, Романовского, Завьяловского, Славгородского, Рубцовского, Целинного районов Алтайского края [4, 5, 9]. В рассматриваемых районах украинские переселенцы представлены преимущественно выходцами с территории Левобережной Украины (Полтавская, Харьковская, Черниговская губернии). В качестве сравнительного материала использовано исследование традиционного свадебного обряда украинцев на территории Украины В. К. Борисенко [8].

На всей территории Украины свадьба имела единую структуру [8, с. 291] и состояла из трех этапов (предсвадебного, собственно свадебного и послесвадебного), устойчиво сохранявшихся в селах Алтайского округа на протяжении первой половины XX века [6, с. 49].

Названия элементов и действующих лиц свадебного обряда отличались вариативностью и на Украине и в селах Алтайского округа. Так, в алтайских селах бытовали традиционные украинские названия: «весилле» (свадьба), «молода» и «молодой» (жених и невеста), «дружка» (подруга невесты), «боярин»/«дружба» (друг жениха), «дивич-вечер» (вечер накануне свадьбы), «снидать» (завтракать) «поезд» (гости жениха, отправлявшиеся за невестой), «посад молодых» (молодых усаживали за стол). Кроме того, исследователями были зафиксированы названия, имевшие локальное бытование на территории округа: «свальба», «девишник», «курэй собирали» (Поспелихинский район), «вечёрка», «курятына» (Романовский район), «вечерня», «щипание курей» (Славгородский район), «девичий вечёрошник» (Рубцовский район). Вопрос о времени и причинах происхождении этих названий пока остается открытым.

В содержании этапов свадебной обрядности у украинских переселенцев в селах Алтайского округа уже в начале XX века имелись некоторые различия с традиционной украинской свадьбой. Так предсвадебный этап у украинских переселенцев Алтайского округа сводился к сватовству. Обряд «видування» или «оглядини», когда мать или близкая родственница жениха ходила узнавать намерения другой стороны, характерный для начального этапа украинской свадьбы на территории Украины, в Алтайском крае не выявлен [8, 9].

По украинской традиции вечером накануне свадьбы девушки собирались в доме у невесты на «вечерку». Главным действие на украинском «дивич-вечире» был обряд расплетания косы невесты и надевание венка, чего не зафиксировано в селах Алтайского округа. Украинские переселенцы на «вечерке» устраивали шумное веселье, щелкали семечки, пели песни под гармошку, плясали [5; 9, с. 28].

В рассматриваемых регионах гуляли свадьбу разное количество дней, на Украине – два, в Алтайском округе – три (Целинный, Славгородский, Табунский, Рубцовский, Завьяловский районы) или, как рассказывают информанты, «целу недэлю, пока весь самагон не выпьють» (Романовский, Поспелихинский районы) [1, 2, 3, 5, 8, 9].

На большей территории Украины свадьбу было принято начинать в пятницу («пятниця-початниця»). В селах Алтайского округа днем начала свадеб стало воскресенье [5, 6, 7]. Традиционно в этот день молодые приглашали гостей [8, с. 299]. По воспоминаниям опрошенных, жених и невеста приглашали гостей каждый со своей стороны: «женых по своым ходыл, а невеста по своей родни ходыла» [1, 2]. По традиции вместе с невестой шла приглашать гостей ее подружка. В с. Клепичиха Поспелихинского района зафиксирован фрагмент песни-припевки, которую при этом пела «дружка»: «тише дружечки идитэ, пылом не пылыти, шоб наша пава пылом не пропала» [1].

Согласно украинской традиции, первый день свадьбы начинался сбором невесты к венцу и венчанием [9, с. 30–31]. В селах Алтайского округа после венчания жених возвращал девушку в родительский дом, а сам уезжал к себе, где снаряжал свадебный «поезд», чтобы ехать выкупать невесту [5, с. 116; 6, с. 49; 9, с. 31].

Среди главных свадебных действий первого дня в рассматриваемый период сохранялся традиционный обряд, называемый «посадом молодых», в ходе которого жених должен был выкупить место возле невесты у ее брата [8, с. 301-302]. В Романовском районе выкупали ещё и косу невесты [5, с. 118].

Аналогично украинскому обряду, свадебному пиру предшествовал обряд благословления молодых родителями жениха [6].

Среди традиционных свадебных действий устойчивостью обладает обряд «одаривания». По традиции дары собирал «боярин» (Славгородский, Рубцовский, Завьяловский районы). Так же крестные родители молодых – крестная мать невесты и крестный отец жениха (Романовский район), молодые (Поспелихинский район) [2, 3, 8, 9]. В Поспелихинском и Романовском районах зафиксирована традиция рисовать дары на печке или потолке. Игнатенко Е. М., вспоминает: «на потолках дары рысовали, коня кто-то подарыл, на печи нарысовали».

Завершался первый день традиционным обрядом «покрывания», в ходе которого с головы невесты снимали венок и повязывали платок [5, 6, 7].

Имеющиеся материалы показывают, что бытовавший на Украине обряд «комора» – определение честности невесты, в селах Алтайского округа сохранялся, но его название вышло из употребления [8, с. 306]. Ковтун М. И. рассказывает: «их (молодых) в комнату отвэдуть – тоди подслухавають под дверями и тоди носят батьки и матэри белье нэвестино». Честность невесты демонстрировали, вывешивая на доме жениха красный флаг, что не было характерно для свадебного обряда украинских переселенцев. [1, 2, 6]. В противном случае вешали на забор дырявое ведро или белую простынь, что считалось большим позором для родителей молодой. После этого свадебного пира не было [1, 2, 6].

Традиционный украинский обряд кормления молодой ее родителями на утро второго дня свадьбы – «снидать», сохранялся лишь в Романовском районе [5, с. 120; 8, с. 307]. Повсеместно на второй день свадьбы бытовал обряд «ряжение». На место молодых усаживали «шуточных жениха и невесту», а молодые должны были выкупить свое место. Рядились женихом и невестой гости (Украина; Романовский район) или родители жениха (Шипуновский, Славгородский, Завьяловский и др. районы) [6, 8, 9].

На второй день традиционной украинской свадьбы, гости, нарядившись цыганами, собирали кур и уток по дворам односельчан, присутствовавших на свадьбе [8, с. 307]. Материалы показывают, что данный обряд был широко распространен в селах Алтайского округа, но проходил в третий – заключительный день свадьбы [4, 5, 6, 9]. По традиции из мяса птицы готовили «похлебку» или «жарили курей» (Поспелихинский район) [1, 2, 5].

Свадебный обряд на Украине завершался этапом «покалачини», в ходе которого молодые и их родственники приходили на поклон к родителям невесты [8, с. 307]. В ходе полевых исследований не удалось выявить его бытования в селах Алтайского округа.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ показал, что свадебная обрядность украинских переселенцев в селах Алтайского округа в первой половине XX века сохраняла основные традиционные ритуалы украинской свадьбы, принесенные из мест выхода: «сватовство», «вечёрку», «венчание», «выкуп», «посад молодых», «одаривание», «комора», «ряжение». Имеющиеся источники и опубликованные материалы, дают основание считать утраченными в рассматриваемы период два обряда: «оглядини» и «покалачини».


––––––––––––––––––––––––––––––

*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-31-01008 «Семья, семейный быт украинского населения Западной Сибири».

Опубликовано: Люля Н.В. Сохранность семейно-бытовых традиций в среде украинских переселенцев Алтая в 1910-е – 1920-е годы // История и краеведение Западной Сибири: проблемы и перспективы изучения : сб. материалов V Регион. науч.-практич. конф. c международным участием, 7–8 ноября, 2013 г. / под ред И.В. Курышева, А.А. Любимова. – Ишим, 2014. – С. 210–215.


Библиографический список:

[1] Бараненко А. М., 1918 г. р. (родители переселенцы из Полтавской губернии). Поспелихинский район, с. Клепечиха // Архив ЛИК АлтГПА. ИЭЭ 2008.

[2] Игнатенко Е. М., 1913 г. р. (родители переселенцы с Полтавской губернии). Поспелихинский район, с. Клепечиха // Архив ЛИК АлтГПА. ИЭЭ 2008.

[3] Ковтун М. И., 1917 г. р. Романовский район, с. Романово // ЛИК АлтГПА. ИЭЭ 2010.

[4] Грибанова Н.С. Украинские переселенцы Поспелихинского района: особенности самосознания, материальной и духовной культуры // Краеведческие записки: Вып. 8. – Барнаул, 2009. – С. 71–78.

[5] Кривчик Ю.Н, Рябчинская Н.Традиции свадебной обрядности украинских переселенцев села Романово первой половины XXвека // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.: Археология, этнография, устная история. Вып. 6: материалы VIрегион. науч.-практич. конф. / под ред. М. А. Демина, Т. К. Щегловой, А.Н. Телегина. – Барнаул: АлтГПА, 2009. – С. 113–121.

[6] Люля Н. В. Особенности свадебной обрядности украинских переселенцев Алтая в первой половине XXвека // Материалы 50-й юбилейной международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». 13–19 апреля 2012 г.: Этнография. – Новосибирск, 2012. – С. 49–50.

[7] Люля Н. В. Сватовство украинских переселенцев Алтайского края в 1910–1960-е гг. // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2011–2012 г.: Археология, этнография, устная история. Вып. 8: материалы VIIIрегион. науч.-практич. конф. / под ред. М.И. Демина, Т.К. Щегловой, А.Н. Телегина. Барнаул: АлтГПА, 2013. – С. 189–193.

[8] Украинцы. – М.: Наука, 2000. – С. 291–307.

[9] Фомин В.Е., Щербакова О.С., Ляшенко С.А., Свадебный обряд украинских переселенцев Алтая: музыкально-этнографический очерк. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 123 с.

[10] Фурсова Е.Ф, Титовец А.Б., Люцидарская А.А. Белорусы в Сибири: сохранение и трансформации этнической культуры. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2011. – 424 с.

     

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»