Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты





О.В. Петренко

ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА…: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОВЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ КИНЕМАТОГРАФА И ТЕАТРА

(НА ПРИМЕРЕ ОМСКА 1937–1941 ГГ.)*


В свете празднования в 2005 г. 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне актуально обращение к этому великому и трагичному периоду в истории нашей страны. Различные культурные проекты, акции, проводимые центральным и региональным правительствами, средствами массовой информации (СМИ), культурными и научными учреждениями это подтверждают. Так апрель-май 2005 г. научным историческим сообществом отмечены многочисленными научными конференциями посвященными 60-летию Победы1.

Особое место в тематике конференций занимает такие проблемы, как наука, культура и образование в годы Великой отечественной войны; повседневность и быт в условиях войны; подвиг советских людей (сибиряков) на фронте и в тылу. Наибольший интерес исследователей, в частности изучающих культуру (историков, культурологов, искусствоведов) привлекают следующие темы: “Культурное развитие как духовный источник Победы”, “Образы войны в науке и искусстве”, “Великая отечественная война – традиции патриотизма” и роль культуры в формирований таких традиций, «Война и человеческие судьбы: горькая цена победы». Изучение этих вопросов стало возможным в рамках антропологизации науки (особенно гуманитарной), развития новых подходов к интерпретации истории (в том числе истории России, Советской истории, истории Великой отечественной войны), обращения исследователей к истории ментальностей, повседневности, микроистории, устной истории, так же “новой междисциплинарности” (Л.П. Репина), формирования и развития “новой отрасли исторической науки”2 – военно-исторической антропологии, все это в условиях расширения привычного источникового круга (выявления и анализа “нетрадиционных” источников, в том числе художественной литературы, визуальных источников, данных интервьюирования и.т.д.).

Затянувшийся конфликт в Чечне, сложная послевоенная обстановка в этой республике, решение США “восточного вопроса” применением вооруженных сил и усиление в этой связи напряжения на международной арене, ставят перед правительством и обществом России задачу обеспечения военной безопасности государства, что в свою очередь наталкивается на проблемы (в числе прочих) связанные с призывом в армию, с реформированием армии. Однако решение всех этих вопросов становится проблематичным на фоне постепенной деградации, либо изначального отсутствия чувства патриотизма3 у постсоветского поколения россиян, объясняющихся рядом объективных и субъективных причин (от воспитания в семе, школе и обществе в целом – до внутренней политики власти-государства, политики в отношении собственных граждан и их насущных потребностей).

“Патриотизм” (от греческого patris– родина, отечество) – “любовь к Родине, своему народу”4. Интересным представляется опыт формирования этого чувства в советское время, особенно в межвоенный, предвоенный период. Военно-историческая антропология, объектом которой стал человек и общество в экстремальных условиях вооруженных конфликтов, так же те аспекты жизни граждан мирного общества, которые характеризуют его подготовку к подобного рода экстремальным ситуациям5 (в том числе в моральном плане), дает новые возможности осмысления этого опыта.

Интересным в этом ключе представляется обращение О.Ю. Никоновой к изучению проводимой советским правительством (в 1920–1930 гг.) политики по воспитанию советского патриотизма. Автор анализирует юбилейную литературу (посвященную Первой мировой и Гражданской войнам – по мнению исследователя, “кладезя” военного опыта, который в сочетании с ожиданием войны в будущем определил коммуникативную практику и патриотический дискурс СССР в 1930-е гг.) и учебную (в частности по истории, вышедшую в 1920–1930 гг.) литературу на предмет “реконструкции особенностей официального дискурса”6 (“советского патриотизма”, нацеленного на достижения единства и сплоченности советского общества) и выявления средств целенаправленного воздействия на коллективную память.

Анализ советской истории, культуры, и появляющихся начиная с 1990-х гг. многочисленных исследований7, так или иначе касающихся заявленной проблемы, позволяет сделать некоторые выводы.

“Советский патриотизм” формировался путем целенаправленной внутренней политики и использования для этого всех доступных средств идеологического воздействия на человека. Огромное значение придавалось воспитательной (в духе марксизма-ленинизма, партийности и.т.д.) и мобилизирующей роли ВКП (б), ВЛКСМ и всевозможных общественных организаций (ОСОВИАХИМ, профсоюзных организаций, творческих союзов и.т.д.), образования (школ, училищ, техникумов, вузов), средств массовой информации, литературы и искусства (в том числе наиболее доступных для восприятия театра и кино).

Общепризнанно утверждение, что театр и особенно кино – массовые виды искусства, способны влиять на большое количество людей одновременно и формировать определенные идеалы (мировоззрение в целом), представления, образы в массовом сознании. Эти виды искусства (в большей степени кинематограф) оказались наиболее удачным средством трансляции, как высоконравственных ценностей, идей патриотизма, так и выгодных власти политических мифов.

Попытаемся на примере Омска, анализируя характер и официальные установки, прослеживающиеся в сюжетах кинофильмов и постановок, шедших в 1937-1941 гг. в кинотеатрах и театрах города раскрыть заявленную в теме доклада проблему8.

К 1941 гг. в Омске было 4 театра (Омский областной драматический театр, театр кукол (с 1936), Областной театр юного зрителя (1937) и Дорожный передвижной драматический театр (1937), 9 кинотеатров (1936 г. – “Художественный”, 1937 – “Гигант”, “Луч”, “Маяк”, “ 22 декабря 1918 г.”, детский кинотеатр “Им. П. Морозова”, 1938-1939 гг. – “Октябрь”, детский кинотеатр “Пионер”, 1940 г. – “Ким”), которые располагались в разных районах города и становились основными, наиболее посещаемыми центрами досуга горожан.

Анализ и условная классификация кинофильмов и театральных постановок, шедших в это время в Омске позволили выделить получившие к 1941 г. завершенный вид сюжетные линии (темы), определенные соц. заказом, задачами, поставленными перед театром и кино властью9. Эти темы несли в себе важную смысловую и идеологическую нагрузку, имели воспитательную и пропагандистскую направленность.

Итак, первая тема включала следующие сюжеты, героические дни прихода к власти большевиков (Великая октябрьская социалистическая революция), установления Советской власти по всей стране, борьба за сохранение власти (Гражданская война). “Историко-революционные” фильмы, постановки окончательно легализовывали Советскую власть, прививали зрителям чувство гордости за рабочий класс, за свой народ, скинувший ненавистное “иго” капитализма, восставший против несправедливости и эксплуатации, против “врагов” прогрессивного учения марксизма-ленинизма, равенства и интернационализма, “мужественно и храбро сражавшегося в самых тяжелых условиях и непременно выходившего победителем”10. В условиях напряженной международной обстановки (война в Испании, активизация военной политики Гитлера), состояния “ожидания тотальной войны”, “зимней войны” (с Финляндией) такие фильмы и постановки были особенно востребованы. За 1937–1941 гг. жители Омска увидели более 30-ти “историко-революционных” фильмов (что составило 9% от общего числа кинофильмов всех тем, не учитывая количество показов каждого фильма). Большим успехом зрителей пользовались “Великое зарево”, ”Депутат Балтики”, “Балтийцы”, “Чапаев”, “Мы из Кронштадта”, “За советскую Родину”. Театры Омска так же в обязательном порядке в своем репертуарном плане отводили одно место для “историко-революционной” постановки, например, в Омском драматическом шли – “Любовь Яровая” К. Тренева, “Порт-Артур” Л. Никулина, “Бронепоезд 14–69” Вс. Иванова.

“Лениниана” стала еще одной важной темой в истории советской драматургии, театра, кинематографа. От постановщиков требовалось показать роль Ленина (с 1938 г. и Сталина) в подготовке и проведении Октябрьской революции, выявить организаторскую роль партии. Фильмы о Ленине положили начало созданию художественно-исторических картин о жизни партии и вождей. В сознании советских людей формировался некий мифический образ Ленина (в исполнении замечательных актеров, Б. Щукина, М. Штрауха, К. Мюффк) – “образ идеального человека, борца, вождя, гениального мыслителя … ученого, стратега, тактика революции, непримиримого к врагам и отзывчивого товарища”11. В кинотеатрах предвоенного Омска шли: “Ленин в Октябре”, “Ленин”, “Человек с ружьем”, “Три песни о Ленине”, документальный фильм “Будем как Ленин”, “Ленин в 1918 г.”. Омские зрители “правильно” усвоили основную идею и воспитательный эффект фильмов о Ленине “учиться у наших вождей вести решительную борьбу с врагами народа, быть преданными делу партии Ленина-Сталина, честно выполнять поручения партии … – наша святая обязанность”12. Омский драматический театр стал одним из немногих театров в Сибири, который получил разрешение на постановку спектаклей о Ленине13, в течение указанного времени в театре было осуществлено целых 3 постановки: “Человек с ружьем” и “Кремлевские куранты” Н. Погодина, “Ленин в 1918 г” Каплера и Златогоровой (где появляется вполне реальный образ Сталина, пропагандируется идея “великой дружбы” Ленина и Сталина). Посещаемость спектаклей была колоссальна (фактически – 100%), “Кремлевские куранты”, показанные 21 раз, посетило 15 тысяч зрителей (количество мест в зале –81114), “Ленин в 1918 г.” – за 13 раз показа собрал 10 тыс. зрителей15. Здесь нужно учитывать тот факт, что особым указанием Омского Обкома ВКП (б) партийным и профсоюзным организациям города предписывалось проводить коллективные посещения16 таких спектаклей работниками предприятий всех отраслей хозяйства. Все же, зритель оценил не только глубоко идейное содержание этих пьес, но и качество их сценического исполнения, талантливую, тщательно продуманную игру Н.Н. Колесникова, в “Омской правде” появляются характерные статьи “Спектакль находит дорогу к сердцу зрителя”, “Памятная поездка” и.т.д. Несколько поколений омичей запомнили В.И. Ленина именно по образу, созданному этим замечательным актером.

Третья тема – борьба советского народа и его авангарда – коммунистической партии, работников органов государственной безопасности (чекистов) с внутренними “врагами” – “троцкистско-зиновьевским охвостьем”, вредителями – тема бдительности. В 1937–1941 г. в омских кинотеатрах шли: “По тигровой тропе”, документальный фильм “Приговор суда – приговор народа”, “Высокая награда”, “Великий гражданин” (1,2 сер.), “Ошибка инженера Кочина”. Сравнительно не большое количество фильмов говорит о том, что “проблема” вредителей постепенно отходит на второй план, уступая место опасности внешней. Омский драматический представил зрителям спектакли: “Очная ставка” Тур и Шейнина, “Тайна” Ю.Волина, Е. Лаганского, “Заговор” Н. Вирта. Показывая “чудесную героику” следственной работы по разоблачению злобных врагов, фашистских шпионов, вредителей, диверсантов”, кинофильмы и постановки учили бдительности, готовности оказывать помощь в этом деле (оправдывались доносы), вызывали чувство ненависти к любому (отцу, брату, мужу, сыну, соседу), кого партия и следственные органы объявили врагом. Создавалась иллюзия личного вклада каждого советского человека в жизнь своей страны. “Советский социалистический строй крепок тем, что он покоится на могучем доверии и самом активном участии широких масс в управлении государством, и в местных органах и в Верховном Совете – всюду избранники трудящихся. Нет, и не может быть такой силы, которая могла бы поколебать могущество нашей страны”17. Образы театра и кино надолго оставались в памяти зрителей.

Четвертая и самая емкая (28 %) по количеству кинообразов (театры Омска, в частности, Омский драматический театр неоднократно критиковался за малое количество советских постановок), неизменно любимая зрителем (даже сегодня) тема “беззаботной”, счастливой жизни в Советской стране. Кинокартины, постановки показывали радость социалистического строительства, социалистического труда (стахановского движения), становления советского характера18. В репертуар драматического театра за 1937–1941 г. вошли пьесы: “Как закалялась сталь” А.Островского, “Простая девушка” Шкваркина, “Сады цветут”, “Золото” А. Филимонова и В.Дистлер, “Машенька” (“Апрель”) А. Афиногенова, “В степях Украины” А. Корнейчука.

Великие события и личности исторического прошлого как “преддверие” советского настоящего (“линии исторической преемственности”19 и оправдания) – еще одна не менее важная сюжетная линия, содержащая большую воспитательную смысловую нагрузку. Конечная цель, которую преследовали исторические фильмы20 и спектакли21, – “марксистки познать и понять историю, воспитывать поколения людей на прообразах великого прошлого” (С.М. Эйзенштейн)22.На первый план выходит образ героя, вождя, предводителя, военного стратега и мудрого правителя, ведущего народ к победе, к свержению ненавистного, несправедливого строя (ига), дающего отпор всем врагам и захватчикам, свершающего великий поступок (подвиг), все это во имя своей Родины, своего народа. Особенно востребованы подобные фильмы в условиях присоединения к Советскому Союзу новых территорий (Украина и Западная Белоруссия, Литва, Латвия), “зимней войны”, предчувствия нападения с Запада (либо со стороны Англии, Франции, либо со стороны Германии-Италии) и с Востока. Большим успехом зрителей пользовался фильм “Суворов”. Образ этого замечательного полководца (“когда Красная Армия, готовясь к будущим схваткам с врагом, перестраивала систему обучения войск”23) стал символом “военного гения русского народа”, и бескорыстного патриотизма.

Необходимость “популярного” объяснения массам, с позиций и в зависимости от внутреннего и внешнего политического курса советского правительства, положения Советского Союза на международной арене (по официальной версии единственная в мире социалистическая страна находилась в роли “осажденной крепости”), его внешней политики (инциденты на границе, присоединения территорий, война с Финляндией и т.д.) породила еще одну сюжетную линию в советском искусстве. К этой “опасной” с политической точки зрения теме партия и сам И. Сталин относились с особым вниманием. Зрители предвоенного Омска увидели следующие кинофильмы (постановок этой тематики в театрах фактически не было, единственная – в марте 1939 г. пьеса Ф. Вольфа “Профессор Мамлок” в Омском драматическом, первая антифашистская пьеса): “Волочаевские дни”, “Граница на замке”, “Глубокий рейд”, “На Дальнем Востоке”, “Ущелье алмасов”, “Китай дает отпор”, “Профессор Мамлок”, “Вражьи тропы”, “За Советскую Родину”, “Четвертый перископ”, “Линия Маннергейма”, документальные фильмы “Советская Молдавия”, “Освобождение” (17сент 39 г. – Украинской Земли), “На Дунае” (“освобождение Бесарабии), “Ветер с Востока” (освобождение Украины и Западной Белорусии), “На встречу Солнцу” (фильм о советской Латвии).

Наконец последняя тема, выделенная нами, самая важная, с точки зрения заявленной для исследования проблемы – тема Любви к социалистической Родине, Партии, Вождю – тема безграничного патриотизма. По сути, все отмеченные выше сюжеты органично в нее вписываются. Однако фильмы, постановки, которые мы относим к этой теме, дают образы “патриотизма”, преданности в чистом виде. Зрителей покоряла беспредельная любовь и преданность Родине, Партии, Вождю (вскоре три этих “понятия” для советского человека слились воедино) бойцов, коммунистов, мужество и упорство с которой они отстаивали священные границы Советского государства24. Так в театрах Омска шли “Наше оружие”, “Падь Серебряная” Н. Погодина, “Сын народа” Ю. Германа. В кинотеатрах: “Дочь партизана”, “Неустрашимые”, “Родина зовет”, “Богатыри Родины”, “Новелла о героях летчиках”, документальный фильм “Если завтра война”, “Попанинцы”, “Победа”, “На границе”, “Честь”, “Морской пост”, “Победа”, Эскадрилья №5”, “Танкисты”, “Тыл и фронт”, “Доктор Колюжный”, “За советскую родину”, “Родина”, “Мужество”. В ознаменовании XXIIгодовщины Красной Армии (по иронии судьбы в преддверии нападения фашистов на Советский Союз) в Омске с 17–26 февраля прошла декада “Оборонных фильмов”25, в кинотеатрах города были показаны лучшие художественные и обороные фильмы: “Гибель Орла”, “Патриот”, “Броненосец Потемкин”, “Балтийцы”, “Тринадцать”, “Волочаевские дни”, “Суворов”, “Линия Маннергейма”, “За Советскую Родину”, “Чапаев”, “Мужество”. В мае “Гордость Родины”, в июне “Фронтовые подруги”.

До боли знакомые «старшим» поколениям россиян образы и сюжеты фильмов до сих пор остаются для них символом счастливой жизни в советское время, безграничной любви к Родине. Внутренняя духовно-нравственная сила, содержащаяся в произведениях кинематографа и театра 1930–1940-х гг. несомненно, сыграла большую роль в формировании патриотизма советских людей. Героизм и самоотверженность, которой советский человек защищал свою Родину в годы Великой отечественной войны и главное, готовность к этому – самое яркое тому подтверждение. Омск первых дней войны. Мобилизация военнообязанных объявлялась Указом президиума Верховного Совета с 23 июня 1941 г. Однако, уже к концу 22 июня (после памятных слов т. Молотова о вероломном нападении фашисткой Германии, транслируемых по радио) «в военкоматы г. Омска было подано более 1270 заявлений с просьбой отправить на фронт, (ЦДНИОО. Ф.14. оп. 3. Д. 54. Л.4.), а в райкомы комсомола в первый день мобилизации поступило 3 876 заявлений от добровольцев. …Омичи выражали непреодолимую решимость защищать Родину от врага»26.

Таким образом, необходимость патриотического воспитания россиян (всех поколений и возрастов) не требует доказательства, как и роль кино и театра в этом процессе и возможность широкого использования их огромной нравственной и воспитательной силы. Однако следует, учитывая уроки нашего прошлого, предостеречь от опасности злоупотребления27 способностью театрального и, в большей степени, киноискусства воздействовать на сознание и мировоззрение человека, в целях создания новых мифов (в том числе и политических), деформации культурной памяти. 

 

 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

* Опубликовано в сборнике:Тыл-фронту: материалы международной научной конференции, посвященной 60-летию Великой Победы, 20–21 апреля 2005 г. – Челябинск: Изд-во Челяб. Гос.пед.ун-та, 2005. – С. 396–404.

1 Например, в Западной Сибири (за Уралом) их более четырех: 14–15 апреля 2005. Всероссийская научная конференция “Вклад Урала в разгром фашизма: исторический опыт и современные проблемы национальной безопасности” (четвертые уральские военно-исторические чтения; Екатеринбург, Каменск-Уральск); 19–21 апреля 2005 г. международная научная конференция “Тыл – фронту!” (Челябинск); 23–24 апреля 2005 г. научная конференция “Великая война: Великая Победа и Великая Трагедия” (Ектеринбург); 5–6 мая 2005 г. в Омске – IIIВсероссийская научная конференция “Сибирь: Вклад в победу в великой отечественной войне”.

2 Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология как новая отрасль исторической науки // Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2002. Предмет, задачи, перспективы развития. – М., 2002. – С.5–19.

3 О необходимости патриотического воспитания российских граждан сегодня много говорят (деятели культуры, науки, образования), министерство культуры и правительство РСФСР проводят конкурсы на разработку и осуществление различных патриотических программ (в СМИ, культуре, образовании). Эта тема становится очень актуальной и в среде работников высшего образования, которые поднимают проблему воспитания молодежи и предлагают пути ее решения на конференциях, семинарах (Баранов Д. Патриотическое воспитание молодежи фильмами военных лет // Досуг, творчество, медиакультура. – Омск, 2005. – С.10–15).

4 Патриотизм в общественной мысли // Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь. – М., 2001. – С. 289.

5 Сенявская Е.С. – Указ. соч. – С. 13.

6 Никонова О.Ю. военное прошлое России и советский патриотизм: к постановке проблемы // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XXстолетии. Сб. ст. – Челябинск, 2004. – С. 499.

7 К вопросам использования советского искусства в качестве одного из важнейших средств воспитания «нового советского человека» и транслирования «политических мифов» обращаются Ю. Елагин, И.И.Маслов, Е. С. Громов, искусствоведы и театроведы - И.А. Вишневская, В.С. Жидков, исследователи тех же проблем, но относительно кинематографа – историки Д.А. Седых, Е.В. Волков, Н.В. Чернова, А.Н. Назаров, С.П. Бычков и др. Проводятся многочисленные научные конференции по проблемам изучения памяти как социокультурного феномена, процессах и мотивах трансформации образов прошлого XXв., роль искусства и науки (в частности, истории) в этой трансформации (См., например: Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XXстолетии. Сб. ст. – Челябинск., 2004.).

8 В процессе исследования были проанализированы архивные документы (ГАОО, ЦДНИОО), местная периодическая печать изучаемого времени (в частности, интересная информация получена из “Омской правды” органа Омского Обкома ВКП (б), где периодически печатались объявления, афиши, рецензии и заметки о постановках и кинофильмах, а так же мнение зрителей).

9 “Каждый работник театра обязан быть бойцом на этом участке фронта. Наши спектакли должны поднимать боевой дух великой армии бойцов за социализм, учить ненавидеть врагов, уничтожать предателей, вытравлять все то, что мешает нашей борьбе с врагами, что ослабляет нашу волю” (Театр. 1938. №3. С.9.), театрам и киностудиям в работе надлежало “руководствоваться указаниями т. Сталина о необходимости постоянно держать народ в мобилизационной готовности”, ведущее положение в репертуарных планах театров, планах киностудий должны были занимать пьесы и киносценарии “советских авторов, воспитывающие в массах чувство советского патриотизма, любви к Родине, преданности идеям коммунизма, партии и Советской власти” (ГАОО. Ф.1203. по.1. д. 5). Страна ждала от деятелей театра и кино “новых, злободневных, высокоидейных и высокохудожественных произведений разных жанров, произведений, которые были бы любимы массами и понятны им, вдохновляли бы людей на стахановский труд и героические подвиги во славу Родины” (Важнейшее из искусств // Омская правда. – 1940. – 15 февраля. – С.2) Такие задачи стояли перед советским театром и кинематографом, нужно сказать успешно выполнялись.

10 См., например: Караский П. Балтийцы // Омская правда. 1938. 10 февраля. С.4.; Кузнецов П. Волочаевские дни // Омская правда. 1938. – 10 марта. – С. 4., и др.

11 Простов Е. Правдивый и волнующий фильм (Ленин в Октябре) // Омская правда. – 1938. – 4 января. – С.4.

12 Ярков Н., Яркова В. Память на век // Омская правда. – 1938. – 8 января. – С.4.

13 ГАОО. Ф. 1203. оп. 1. д. 18. Л. 13.

14 ГАОО. Ф. 1203. оп. 1., д. 17. Л. 11; Ф. 1839. по. 1. , д. 40., Л. 312.

15 Кремлевские куранты // Омская правда. 1940. 22 мая. С. 3; 10 тысяч зрителей // Омская правда. 1941. 16 февраля. С.4.

16 10 тысяч зрителей // Омская правда. – 1941. – 16 февраля. – С.4.

17 Янов Н. Заговор (на сцене Омского драматического театра) // Омская правда. – 1939. – 24 сентября. – С.3.

18 Самые популярные фильмы того времени (демонстрируемые в кинотеатрах Омска): “Наталка-Полтавка”, “Вратарь”, “Шахтеры”, “Партийный билет”, “Первая любовь”, “Юность”, “Подруги”, “Путевка в жизнь”, “Богатая невеста”,“Страна Советов”, “Волга-Волга”, “Попанинцы”, “Комсомольск”, “Чудесный сплав”, “Цирк”, “Семиклассники”, “Песнь о счастье”, “Трактористы”, “Семеро смелых”, “Учитель”, “Родная кровь”, “Большая жизнь”, “Люди нашего колхоза”, “Музыкальная история”, “Весенний поток”, “Сибиряки” и.др.

19 Бычков С.П. Александр Невский: исторический прототип и экранный образ // Вестник Омского университета. – 2004. – №1. – С. 62.

20 В кинотеатрах Омска с 1937–1940 гг. шли (по хронологии показа): “Пугачев”, “Александр Невский”, “Киров”, “Чапаев”, “Щорс”, “Кармелюк”, “Степан Разин”, “Минин и Пожарский”, “Декабристы”, “Яков Свердлов”, “Салават Юлаев”, “Богдан Хмельницкий”, “Суворов”.

21 В основном в театрах преобладал классический репертуар, обличающий капиталистическое прошлое, и прославляющий советское настоящее: “Васса Железнова”, “Варвары”, “Враги” М. Горького; “Последняя жертва”, “Трудовой хлеб”, “Бесприданница” А.Н. Островского; “Маскарад” М. Лермонтова и т.д.

22 Цит. По: Бычков С.П. Александр Невский… – С.63.

23 Шапиро В. Суворов // Омская правда. – 1941. – 25 февраля. – С.4.

24 Тихонов С. Падь Серебряная // Омская правда. – 1939. – 18 июня. – С.4.

25 См. афишу: Омская правда. –1941. – 16 февраля. – С.4.

26 Цит. По: Кожевина М.А. Омск в начальный период великой отечественной войны: страницы истории // Омск XXвек (вехи истории). / Под ред. А.П. Толочко. – Омск, 2001. – С. 110, 112.

27 Это проблема очень беспокоит современных исследователей (историков, культурологов). Продолжаются дискуссии по вопросам массовой культуры (обращается внимание на опыт формирования советской массовой культуры, и использования ее в политико-воспитательных целях   

     

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»