Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты
Ссылочный текст




О.В. Петренко

ДОРОЖНЫЙ ПЕРЕДВИЖНОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОМСКА 1937–1940 ГГ.*


“Познавательные повороты” (Г.И. Зверева), которые мы наблюдаем в российской исторической науке (гуманитарном знании) с конца 1980-х – начала 1990-х гг., позволили исследователям пересмотреть теоретико-методологический инструментарий и понятийный аппарат, легитимизировать “многофокусный” подход к изучаемому предмету, существенно обновить проблемное поле, обратиться к опыту зарубежной историографии и к ”забытому наследию” русских историков, краеведов.

Особую значимость в свете преодоления россиянами кризиса самосознания и самоидентификации приобретает анализ специфики развития культуры России, ее отдельных регионов, городов (выявление их потенциала и образов). Социальная история культуры региона дополняется “новой культурной и интеллектуальной историей” (В.Г. Рыженко). Расширяется утвердившееся во второй половине 1980-х гг. представление о культуре как о сложном и многослойном объекте, требующем междисциплинарного и многоотраслевого исследования, вводятся такие категории, как “культурные слои”, “диалог культур”, “культурный потенциал”, “культурные субъекты”, “личности диалогового типа” (Рыженко В.Г. Интеллигенция в культуре крупного сибирского города в 1920-е гг.: вопросы теории, истории, историографии, методов исследования: Монография. Екатеринбург, Омск, 2003.).

Учитывая современные научные наработки и «Вызовы времени» обратимся к заявленной в названии доклада теме. Это позволит акцентировать внимание на малоизвестном факте существования и важной с эстетической, культурно-просветительной точки зрения деятельности коллектива Дорожного передвижного театра в Омске и омской области (многочисленные исследования и литература по истории нашего города 1930-х гг., не дают никакой информации об этом театре). Предложенная проблема также даст возможность на локальном материале с учетом социокультурного контекста выявить одну из особенностей такого многослойного феномена, как “советская культура”. Это формирование промежуточной формы культурной (творческой) реализации советского человека – наряду с профессиональными и самодеятельными творческими объединениями можно констатировать появление полупрофессиональных коллективов. По качеству работы они стоят выше самодеятельного искусства, в то же время профессиональными коллективами и организациями, управляющими культурой и искусством, не воспринимаются «всерьез» (т.е. на уровне полноправных участников культурного процесса).

Фактически исчерпывающую социально-культурную характеристику Омска 1930-х гг. дает в своих исследованиях Д.А. Алисов. Мы остановимся на отдельных моментах. В интересующий нас период возрастает значение Омска в качестве транспортно-распределительного узла, крупного промышленного и культурного центра, в 1934 г. он вновь становится областным центром и опорным пунктом развития обширного региона, что привело к росту численности населения (в том числе за счет сельского населения, пополняющего ряды рабочих), малыми темпами налаживается инфраструктура города, облагораживается его облик, большое внимание уделяется образованию, культурно-просветельной/воспитательной работе и организации досуга горожан (посредством театрального, изобразительного, музыкального искусства, также многочисленных клубов и библиотек, садов отдыха).

К концу 1930-х гг., как показал анализ газеты «Омская правда», в городе уже было 5 театров (Омский областной драматический театр, театр кукол, Областной театр юного зрителя, Летний и Дорожный передвижной драматический театр), так же городской цирк, 8 кинотеатров, Западно-Сибирский Краеведческий музей (где с 1932 г. работала художественная галерея). В 1939 г. в Омске организуется симфонический оркестр и филармония.

Особое место в культурной жизни города занимал Дорожный передвижной театр, так как был организован на омской железной дороге, причем с определенной целью – «культурное обслуживание железнодорожников и их семей» (Передвижной театр / Омская правда. 1938. 6 марта). Коллектив состоял в основном из молодежи, ранее работавшей на Омской ж/д., учившейся актерскому мастерству и получившей творческий старт в театре рабочей молодежи при клубе им. Лобкова (фактически последний и был реорганизован в сентябре 1937 г. в дорожный театр). Всего 24 (позже 34) молодых актера.

С поставленной задачей театр справлялся неплохо. За период с 1937-по 1940 гг. им был создан ряд хороших спектаклей (большое количество комедий, классических пьес, пьес советских авторов): «Без вины виноватые» и «Не было ни гроша, и вдруг алтын» А.Н. Островского, «Васса Железнова» и «На дне» М. Горького, «Слава» Гусева, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Продолжение следует», «Стакан воды» Э. Скриба, «Сынишка» Мейо и Эннекена, «Здесь много солнца» Коробий, «Вторые пути», «День рождения» Н. Задонского, «Дети Ванюшина» Найденова, «Сады цветут» и др. Актеры играли легко, живо, непосредственно.

Театр имел свой, хорошо оборудованный вагон, в котором совершал поездки по линии железной дороги. Он выступал в Барабинске, в Славгороде, в Купино, в Исилькуле, в Петропавловске и др. 12 дней в месяц коллектив находился на линии, в остальное время выступал в Омском клубе им. Лобкова. Летом 1939 г. дорожный театр впервые выступил на центральной площадке города, его пригласили в эстрадный театр сада “Аквариум”. Для Омских железнодорожников ежемесячно ставилось 10 спектаклей, из них 5 бесплатно.

Артисты оказывали немалую помощь и местным кружкам художественной самодеятельности, проводили показательные репетиции, инструктировали руководителей, обсуждали спектакли кружковцев, снабжали их новыми пьесами. Для рабочих Ленинского района дорожный передвижной театр был наиболее доступен и близок, он пользовался здесь особым успехом и любовью.

Отметим, что молодой коллектив в процессе такой активной творческой и общественной деятельности столкнулся с немалыми трудностями. В клубе им. Лобкова он был стеснен: репетиции проводились не на сцене, а в комнатах. С большим трудом доставались материалы для декораций. Он не был самостоятельной организацией со своим хозяйственным и административным аппаратом. Возможно, поэтому не воспринимался всерьез местными организациями, управляющими культурой. Омский Областной комитет по делам искусств уделял мало внимания театру (с его стороны не было ни “методического и художественного руководства”, ни экономической помощи), считая, что последний находится вне его ведомства. Это подтверждается отсутствием какого-либо упоминания о дорожном театре в делопроизводственной документации областного комитета, а так же неоднократными критическими замечаниями на сей счет в статьях “Омской правды” посвященных передвижному театру. Скорее всего, интересующий нас коллектив был “под покровительством” Управления железной дороги и Дорожного профсоюза, которые не могли решить все проблемы этого творческого предприятия.

Таким образом, наши первоначальные поиски показали, что дорожный передвижной драматический театр, является интереснейшим феноменом Омской культуры. Этот полупрофессиональный коллектив проводил огромную культурную работу среди рабочих, он не только выполнял просветительскую/воспитательную функцию, но и обогащал их духовно-нравственный мир, развивал эстетический вкус. Деятельность дорожного театра требует более подробного исследования, целенаправленной работы с периодической печатью конца 1930-х гг., с материалами архивов Омска (в частности с фондами Исполнительного комитета совета народных депутатов, Городского совета народных депутатов, редакции газеты “Омская правда”, Управления железной дороги, партийной ячейки железной дороги и т.д.). 

 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

* Опубликовано в сборнике: Русский вопрос: история и современность: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 1–2 ноября 2005 г.). – Омск: Изд-во «Наука», 2005. – С. 161–164.

    

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»