![]() |
![]() ![]() |
||
![]()
|
![]() ![]()
Ксения Гизиева,
Слобода Аевская: сегодняшний день старинного села Летом 2011 года этнографическая экспедиция Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского отправилась в село Слобода Знаменского района Омской области. Выбор места для исследования неслучаен, так как именно Слобода Аевская (а именно так звучит первоначальное название села) является одним из самых старых поселений в области, где с начала XVII века проживало многочисленное старообрядческое население. В русском словаре говорится: «Слобода – вид поселений в феодальной России, жители которых освобождались от налогов, и повинностей». Отсюда и название: «слобода», искаженное от слова «свобода». Слободами также называли поселения, где живущие казаки и стрельцы несли повинности. С созданием регулярной армии, стрельцов перевели в разряд простых крестьян, а название "Слобода" осталось прежним. До сих пор остается неясным вопрос о дате основания деревни. В «Списке населённых мест Сибирского края» указано, что Слобода основана в 1600 году. Но, по мнению А.Д. Колесникова, омского краеведа, профессора, доктора исторических наук, датой основания Слободы Аевской нужно считать 1668 год. Объясняет он это тем, что рост населения города Тары и увеличение потребностей в хлебе вынуждали администрацию и население искать новые участки для заведения пашни. В 1667 году тарские казаки отправились в разведку. Результат – в 1668 году на реках Тара и Аев были основаны Бергамакская и Аевская слободы, так как там имелись обширные черноземные увалы, хорошие заливные луга и строевой лес.Основателями Аевской слободы были казаки С. Фирсов и И. Горбунов. В Аевскую слободу селили вновь приходящих крестьян и ссыльных из России.В следующем 1669 году в конце сентября в Таре случился большой пожар, выгорел почти весь город. Многие жители остались без крова. До пожара, как сообщал тарский воевода, «тарских жителей дворы были тесны гораздо и улицы были узки». С тем, чтобы «впредь от пожарного времени не было худо» тарчанам-погорельцам предлагалось строиться деревнями и выезжать в слободы. В 1669 году значительно выросло население Аевской слободы. Туда из Тары переехали белопоместные казаки Зензин, Бутаков и другие. Колесников отмечал, что наряду с казаками и стрельцами крестьяне проживали только в Аевской слободе. Казаки и стрельцы несли военную службу: ходили в походы, ездили в разъезды, отправлялись за солью на Ямышевское озеро (в Казахстане). Их привлекали к строительству Тарского городка, ремонту крепостных стен, дорог. Жалованье от казны большинство из них не получало. Служили с пашни, то есть каждому казаку за военную службу отводился участок земли, который нужно было своими силами обработать и за счёт него содержать себя и семью. Но частые походы отрывали от хозяйства, что приводило к разорению. В 1791 году в Илимскую ссылку последовал опальный автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Александр Николаевич Радищев. В его дневнике есть запись о Аевской слободе: «Аевская слобода, где живет много богатых раскольников, в 18 верстах от Чередова, стоит на Аеве. Тут ныне почты нет, а переменяют лошадей в Завьяловой, в 26 верст от Чередова. Тут живут посельщики. По Аеву селений довольно».
После того как в деревне Завьялово была открыта церковь в 1899 году Слобода стала приходом Завьяловской церкви. К тому времени большинство населения Слободы
Активную и жесткую борьбу со старообрядцами повел первый священник Завьяловской церкви Александр Азбукин. Он закрыл в Слободе кладбище, потому что там хоронили, не соблюдая православные традиции, и запретил хоронить староверов на приходском кладбище в Завьялово. Впрочем, это вызвало недовольство старообрядцев, – после ряда выступлений, столкнувшись с неповиновением крестьян-старообрядцев, Омская Епархия была В 1902 году открывается церковно-приходская школа, где дети получали православное церковное образование. Она была одноклассная с трехгодичным сроком обучения. Специального здания под школу не было. Но крестьянская община арендовала помещение под школу в жилых крестьянских домах. Обычно это был второй этаж крестьянских двухэтажных домов, который по каким-либо причинам пустовал. Внизу на первом этаже жили хозяева, а наверху располагалась школа. В одной комнате был учебный класс, в другой обычно жила учительница.
В 1930-е годы после раскулачивания зажиточных крестьян и высылки их за Васюганские болота, в деревне появилось много добротных домов, оставшихся без хозяев. В таких домах местные власти размещали школы, колхозные конторы, магазины. Вначале школа располагалась в самом большом в деревне, – доме Фокина Андрея Афанасьевича. Но вскоре этот дом перевезли в райцентр Знаменское и разместили в нём районный отдел внутренних дел. Школу перевели в дом крестьянина Васильева Алексея Архиповича. Его раскулачили, отобрали большой двухэтажный дом, имущество, но за болото по В 1953–1954 учебном году Слободская начальная школа была реорганизована в семилетнюю. В школьном зале на самом видном месте красовался стенд об А.Н. Радищеве и каждый слободской школьник от первоклассника до выпускника наизусть знал: «За Рыбиной (Большие Уки), выехав не реку Аев, едешь вниз её, до Аевской Слободы. Здесь, везде, как и в Таре, все почти раскольники».
В 1960 году школа-семилетка была реорганизована в восьмилетнюю школу. В 1961 году был первый выпуск восьмиклассников – 10 человек. В 60-е, 70-е годы классы были В 1983 году в Слободе построили новую школу. Она стала настоящим украшением деревни, - двухэтажное белоснежное здание видно издалека. В ней-то и разместился этнографический отряд ОмГУ. Большой удачей для молодых исследователей стало то, что на территории школы в отдельном двухэтажном тереме располагался музей. Построено это здание было в 1993 году, а сам музей – инициатива директора школы, учителя истории Репина Георгия Федоровича в середине 70-х годов. Вначале он располагался в одной из классных комнат, потом в подвале новой школы. Согласно инвентарной книге, Слободской музей имеет 1045 единиц хранения, из них основного фонда – 733 экспонатов, научно-вспомогательного – 312. В музее оформлено 10 экспозиций, есть комната боевой и трудовой славы, крестьянская изба. Во многом это заслуга нынешнего директора школы Костиной Тамары Георгиевны, человека, который, сделал наверное, больше, чем кто-либо другой, для сохранения исторической памяти села Слобода. Хочется верить, что это дело будет продолжено и в дальнейшем, ведь история Слободы насчитывает уже не одно столетие, и не только от нас, историков, но и от самих местных жителей зависит сохранность и трансляция накопленного материала всем последующим поколениям.
Использованная литература
Список населенных мест Сибирского края. – Новосибирск, 1928.
Костина Т.Г. «Здесь Родины моей начало» (история Знаменского района). – Омск, 2004. Костина Т.Г., Овинкина Е.А. «Моей души столица». – Омск, 2008. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений в 3 т. – М., 1952. – Т. 3. Чередов В.П. «Слободе в 1998 году – 330лет» // Вперед [Знаменское]. – 1997. – 5 декабря.
Форум страницы
|
© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ |
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области» |