|
|||
|
Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты Места памяти
Б.А. Коников,
«Омская стоянка» – открытия, гипотезы, факты Широкая общественность много наслышана об уникальных памятниках древности: пирамидах древнего Египта с их несметными сокровищами, лишь немногие из которых попали в руки археологов, научных работников, занимающихся изучением древней истории человечества. Действительно, только в одной гробнице фараона Тутанхамона (ХIVвек до нашей эры) обнаружено предметов роскоши общим весом 4 тонны золота. Многие знают по школьным учебникам о воинственных скифах, покоривших в VII-Vвеках до н.э. библейских киммерийцев в степях европейской России и Украины, оставивших после себя громадные насыпные курганы, которые таят в своих подземных гробницах сотни и тысячи уникальных изделий из золота, серебра, электры (сплава золота и серебра). И очень редко мы знаем о тех памятниках древности, которые находятся рядом, на той земле, где ты родился, вырос, где проходит твоя сознательная жизнь. Такие памятники есть и в Омске, городе, который готовится отметить свое 300-летие (2016 год). Основанный по воле Петра I (1672-1725 гг.) в качестве военного форпоста России в Сибири в устье р. Омь, он превратился в крупнейший промышленный, сельскохозяйственный, научный и культурный центр Азиатской России. Однако задолго до того, как на левобережье Оми застучали топоры строителей первой омской крепости, здесь возникли и успешно развивались древние и средневековые цивилизации. Одним из таких центров был комплекс памятников археологии «Омская стоянка» на левобережье Иртыша, на территории профилактория «Восход». Этот комплекс – скопление большого числа памятников археологии, которые относятся к разным периодам человеческой истории – каменному, бронзовому векам. Здесь жили в раннем железном веке, в раннем и развитом средневековье. Вероятно, что его посещали и во времена владыки Сибирского ханства Кучума (ХVI век). Здесь могли ставить свои кибитки кочевники – степняки: джунгары и казахи в ХVII- начале ХVIII веков. Этот уникальный по своей исторической значимости памятник был открыт в 1918 году модным врачом, коллекционером, зятем легендарной Марии Шаниной, С.А. Ковлером. Первые научные изыскания на памятнике провела В.П. Левашова (1901-1974 гг.), выпускница исторического факультета Московского государственного университета, впоследствии долгие годы работавшая в главной национальной сокровищнице страны – Государственном историческом музее. В 1926-1929 годах она трудилась в стенах Западносибирского краевого музея (ныне – Омский государственный историко-краеведческий музей) в качестве археолога. Она же пригласила в Омске, для раскопок памятника, свою однокурсницу, Е. Липеровскую (1927 год). В год окончания Великой Отечественной войны на «Омской стоянке» проводил изыскания легендарный отечественный археолог и этнограф В.Н. Чернецов (1905-1970 гг.), давший ей характеристику в столичном научном издании, как исключительно содержательного источника о прошлом сибирского края. В 1966 году материалы с «Омской стоянки» были изданы в другом авторитетном издании Сибири – сборнике Томского государственного университета. Автор – замечательный сибирский археолог, профессор, основатель омской школы археологии, В.И. Матющенко (1928-2005 гг.). В 1988 году в районе «Омской стоянки» начались строительные работы, в ходе которых был открыт и частично исследован уникальный памятник сибирской археологии – грунтовой могильник средне-каменного (мезолит) или начала ново-каменного (неолит) века. О чем же могут поведать материалы археологического памятника, которые ныне хранятся в фондах Омского государственного историко-краеведческого музея (почти 7 тысяч находок)? О первых поселенцах на Омской земле, которые пришли в район устья реки Замарайки, левого притока р. Иртыш, в VI тысячелетии до н.э. Природная и климатическая обстановка того времени была близка к современной. Но многое было и иным. Иртыш, Омь, Замарайка, Камышловка изобиловали рыбой, в прибрежных районах водилась множество копытных и птиц. Это был «рай» для рыболовов и охотников. Они возвели здесь полуземлянки: заглубленные в землю, они долго сохраняли тепло (их остатки вскрыты раскопками 1988 года), на кострах готовилась пища. Из разных пород камня (собранных на месте или доставленных по Иртышу из далекого Казахстана) изготавливались разные по размерам наконечники стрел: одни – на птицу, другие на пушного зверя, третьи – для самострелов, которые сторожили на лося. Рыбу добывали разными приемами (ими и ныне пользуются любители рыбалки), рыболовство было круглогодичным. Дополняло стол собирательство дикорастущих трав и ягод, которые произрастали в окрестностях поселка, и свойства которых прекрасно знал первобытный человек. Именно жители этого поселка и оставили могильник-кладбище, на которое удалось наткнуться в ходе строительства 1988 года. В глубоких грунтовых могилах лежали в позе – на спине, вытянуто, головой к Иртышу, мужчины и женщины, инвентарь для загробной жизни был очень беден: каменные ножи и скребки, а у шейных позвонков одного из мужчин лежали два просверленных клыка росомахи. Антропологи, изучившие скелеты из могил, установили, что люди принадлежали к европеоидно-монголоидной расе. Кроме того, визуально можно было определить, что мужчины отличались высоким ростом (около 2 метров), не маленькими были и женщины (около 170 см). Судьба жителей поселка пока остается загадкой. Но «связь времен» не прервалась. В последующую эпоху, именуемую в науке «неолитом», здесь продолжалась жизнь. Новое население активно занималось охотой и рыболовством, чему свидетельство – сотни каменных наконечников стрел, обработанных такой техникой, которая была характерна для этой эпохи – отжимной ретушью (внешне орудия смотрятся как отполированные). Впервые появилась и глиняная посуда, что существенно изменило образ жизни человека, теперь можно было готовить горячую пищу. Глиняные горшки украшены узорами: ямками, горизонтальными линиями. Это не случайный набор, а зашифрованные верования и мифы, разгадка которых все еще ждет своих исследователей. Особенно интересные события протекали на омской земле в следующую эпоху – бронзового века (II тысячелетие до н.э.). В историко-краеведческом музее хранятся бронзовые предметы – литейные формы, серпы, а также обломки глиняной посуды, украшенные ромбическими и треугольными рисунками. Эти артефакты оставили легендарные андроновцы, история которых богата такими яркими событиями, что их описание не поместиться и в десятках книг. Андроновцы, скорее всего, ирано-язычные племена, отпочковавшиеся некогда от ариев, покорителей Индии. Они проживали на землях Южной Сибири и Казахстана, а затем осуществили экспансию на соседние земли, в том числе и в Омское Прииртышье. Это были умелые скотоводы и земледельцы, отважные воины, успешные торговцы с далекими странами. Они в течение сотен лет жили на «Омской стоянке», цивилизуя и обустраивая прииртышские земли. В эту эпоху, для создания большинства орудий труда и оружия была бронза. За присутствием бронзовых предметов (ножи, серпы со стоянки хранятся ныне в Омском историко-краеведческом музее) скрывается много интересных исторических событий. Во-первых, наш край не располагает необходимыми цветными металлами для ее получения. Следовательно, их можно было получить только извне. Выбор рудников широк – Южная Сибирь, Алтай, Северный Казахстан или Южный Урал – все это районы, где издавна, как и поныне, ведется добыча цветных металлов. Свой выбор андроновцы остановили свой выбор на Южной Сибири и Казахстане, тем более, что с последним их связывала и река. Во-вторых, за руду надо было платить, очевидно, с этого времени устанавливаются тесные торгово-обменные связи «стоянки Омской» с отдаленными тысячами километров территориями и племенами. Андроновцы принесли на будущую территорию Омска много важных и продуктивных новшеств: скотоводство, земледелие, металлургию бронзы. Они умели постоять за себя, строили укрепления, которые являли для того времени сложные архитектурно-оборонительные сооружения. На «стоянке Омской» 3,5 тысячи, наверняка высились крепостные стены, на которых располагались дозорные башни. Время все это унесло. Сменили андроновцев представители иной культуры, которую в науке именуют ирменской. Ирменцы жили уже в эпоху поздней бронзы – в Х – VІІІ веках до нашей эры. Во многом они были наследниками андроновцев: разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадь, сеяли овес и рожь, плавили бронзу и отливали из нее разные орудия труда и оружия. Вот только металлургия бронзы у них стояла выше, чем у андроновцев – в настоящее время многие сибирские и европейские музеи гордятся богатейшими коллекциями художественной бронзы, добытой с памятников ирменской культуры. Ирменцы, кроме «стоянки Омской», освоили еще знаменитый своими археологическими находками Большой Лог, городище, расположенное в 12 км выше устья Оми, в черте г. Омска. Там они возвели большой поселок, чем-то напоминающий уже город. Ирменцы стали участниками одной из величайших технологических революций в истории человечества. Они освоили верховую езду на лошади, – обнаружены самые ранние бронзовые удила, с их помощью всадник управлял животным. Тем самым был открыт «зеленый свет» к возникновению позднее, в раннем железном веке, первых кочевым империям – хуннов, а затем – тюркские, хазарские, половецкие, татаро-монгольские кочевые империи, которые перекроили евразийскую историю. На смену ирменцам на «стоянку» пришли кулайцы – во многом еще загадочный и удивительно одаренный народ, выходцы с северо-запада, из Томско-Нарымского Приобья, они стремительно расселись на огромных лесостепных территориях Западной Сибири. Не обошли вниманием и район профилактория «Восход». Их «брендом» стали разнообразные изображения животных и птиц, отлитые из бронзы. Эти талантливо исполненные изделия свидетельствуют и о сложном мировоззрений кулайцев, создавших в районе «Стоянки Омской» очаг высокой скотоводческо-рыболоведческо-охотничьей культуры. Свой развитый эстетический вкус кулайцы воплотили и в глиняные горшки, украшенные столь разнообразным и ладно подобранным орнаментом, что каждый горшок представлял собою произведение искусства. Кулайцы несколько столетий проживали на «стоянке», и только в ІІІ-ІV веках н.э. они, вероятно, не смогли противостоять хуннам, воинственным кочевникам из далекого Забайкалья пришедшим и на «омскую» землю. В истории «стоянки Омской» начался новый период.
Литература об «Омской стоянке»:
Историко-этнографический атлас Сибири. – M.; Л., 1961. Коников Б.А. Омская стоянка и могильник – уникальные памятники по предыстории города // Памятники истории и культуры г. Омска. – Омск, 1992. Коников Б.А. Омская стоянка - выдающийся памятник Среднего Прииртышья // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 1996. – № 4. Левашова В.П. Путеводитель по археологическому отделению. – Омск, 1928. Отдельный оттиск. Матющенко В.И. Омская стоянка // Ученые записки Томского государственного университета. – Томск, 1966. Мелехин Ф.В. Пять лет работы музея. 1923–1928 г. (Краткий отчет). – Омск, 1928. Отдельный оттиск. Петров А.И., Столповская Н.М. Археологическая деятельность А.Ф. Палашенкова // История, археология и этнография Сибири. – Томск, 1978. Петров А.И. Эпоха позднего неолита и ранней бронзыв Среднем Прииртышье: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. – Кемерово, 1986. Полосьмак Н.В., Чикишева Т.А., Балуева Т.С. Неолитические могильники Северной Барабы. – Новосибирск, 1989. Палашенков А.Ф. Материалы к археологической карте Омска // Известия Омского отдела географического общества Союза ССР. – Омск, 1960. – Выпуск 3. Паустиан О.А. Археологические памятники г. Омска (по итогам полевых исследований 1992) // Памятники истории и культуры Омской области: проблемы выявления, изучения и использования: тез. докл. – Омск, 1993. Соколова З.П. Страна Югория. – М., 1976. Чернецов В.Н. Результаты разведки в Омской области // Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР. – М., 1947. – Выпуск XVII. Чернецов В.Н. Древняя история Нижнего Приобья // Материалы и исследования по археологии СССР. – М., 1953. – № 35. Членова H.Л. О культурах бронзовой эпохи лесостепной зоны Западной Сибири // Советская археология. – М., 1955. – Выпуск XXIII.
Форум страницы
|
© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ |
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области» |