Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты




С.С. Майер

Омский промышленно-экономический колледж

Руководитель – Ирина Васильевна Гуськова

ИСТОРИЯ СЕМЬИ МАЙЕР КАК ЧАСТЬ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ


В исторической памяти поколений навсегда сохранятся не только героические, но и мрачные страницы прошлого, трагические судьбы людей, ставших жертвами государственного террора и политических репрессий.

Первые немецкие поселения стали появляться на российских землях ещё во времена царствования Ивана Грозного, а затем и Алексея Михайловича. Для освоения полупустующих земель Поволжья, а позднее и юга России, необходимо было земледельческое поселение. Массовое переселение немцев в Россию происходило при Петре I и Екатерине II. Им были предоставлены особые, привлекательные для них условия.

К началу ХХ в. численность немцев в России достигла 1,8 млн человек (в том числе в Нижнем Поволжье 396 тыс. человек). К 1917 г. численность немцев в России достигла почти 2,5 млн. человек, что составило 1,4% всего населения страны.

Началась Великая Отечественная Война (1941‒1945). 28 августа 1941 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Этим Указом и рядом других постановлений почти миллион человек немецкой национальности был выселен из европейской части СССР на Восток страны и в частности, в Западную Сибирь. В Омскую область принудительно переселили 24421 немцев. Операция носила тотальный характер, т.е. депортации подверглось всё, без исключения, немецкое население СССР, жившее западнее Урала, кроме районов, к тому времени уже занятых фашистскими войсками.

Одной из семей, подвергшихся политическим репрессиям, является семья моего прадеда Майера Георгия Иосифовича, который проживал в Поволжье. В 1941 г. семья была переселена в Сибирь. Переселялись без имущества и даже без личных вещей. На руки выдали лишь справку – опись имущества. В семье было 6 детей: Вильгельмина, Альма, Гильда, Эвальд, Эльвира и Эрна. Седьмой ребёнок (Георгий) родился в товарном вагоне в пути следования из Поволжья в Сибирь. В вагоне ехало 44 человека (9 семей). 8 дней были в пути. В сентябре 1941 г. их выгрузили в Исилькуле и отправили в село Новодонка. Здесь они жили на квартире. Отец (Г.И. Майер) работал счетоводом в колхозе, старшие дети за продукты работали в хозяйстве своей квартирной хозяйки. Отношения в семье строились на религиозной вере и трудолюбии. Только жизнь стала налаживаться, как в 1942 г. началась мобилизация всех немцев в возрасте от 17 лет «В трудовую армию». Трудармейцы занимались строительством заводов и шахт, работали на лесозаготовках, на рудниках. Жизнь в трудармйских лагерях ничем не отличалась от жизни заключённых: бараки за колючей проволокой, нары. На вышках часовые… стреляли без предупреждения. Конвой. Голод. Болезни. Работали по колено в болотной воде, а зимой при сорокоградусном морозе. Пили болотную воду.

2 января 1942 г. в трудармию отправили отца и старшую сестру Вильгельмину. Она работала на заводе в Монголии, отец в Свердловской области на лесоповале. Мать продолжала жить с детьми в селе Новодонка. Она обшивала всю деревню за продукты. Так семье удалось выжить. Отец вернулся в декабре 1947 г.

В 1949 г. семья переезжает в село Медвежье. Отец (Г.И. Майер) работал бухгалтером в МТС. Двое из детей получили высшее образование, двое – среднеспециальное. Сейчас в селе проживают два внука: Финк В.К., Майер С.Г. Правнуки: Майер Р.С., Майер С.С. Праправнук: Майер А.Р.

В 1964 г. семьи немцев, подвергшиеся репрессиям, были реабилитированы.

В введении в книге «Забвению не подлежит» Л.К. Полетаев подчёркивает: «История внесла свой приговор сталинскому режиму за его преступления против народа. Государство признало вину перед гражданами своей страны за преступления коммунистического режима. Жертвам политического террора выплачивается дополнительная пенсия. И всё это не компенсирует размеров того ущерба, который понесли миллионы репрессированных и их семей» (книга памяти политических репрессий Омской области «Забвению не подлежит». Т. 1. С. 4).

Я считаю, что лучшей памятью будет дань уважения моим предкам за то, что они смогли перенести на своих плечах: принудительное переселение 1941 г., трудармию 1942‒1947 гг., все тяготы не очень радостного бытия.

   

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»