Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты




В.А. Ющенко

Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского

Руководитель – Анна Петровна Попова

РОДИЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ РУССКИХ СИБИРИ XVIII–XIX ВВ.


Важность родильной обрядности заключается в сохранении жизни и здоровья младенца и роженицы. На сегодняшний день данная задача является основной целью медицинского персонала, работающего в родильных домах и больницах. Проследив комплекс родовспомогательных мероприятий, применяемых в разные века, исследуя статистику детской смертности, я стремлюсь наглядно показать, насколько важно в настоящее время прибегать к помощи квалифицированных специалистов, которая сейчас доступна всем гражданам.

Отдельно хочу сказать, что знание обычаев своего народа важно для духовного развития. Я считаю, что моей задачей является распространение традиций русских Сибири среди молодёжи, с целью укрепления семейных ценностей, формирования представления о самобытности населения.

Семья́ – социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся следующими признаками: союзом мужчины и женщины, добровольностью вступления в брак, члены семьи связаны общностью быта, вступлением в брачные отношения, стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей [1]. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Семья существует в независимости от расы, возраста, пола. У каждого народа – свои особенности, в том числе они ярко проявляются в семейных отношениях, семейных традициях. Омская область характеризуется бесконфликтными межнациональными и межконфессиональными отношениями, что обусловлено длительностью совместного проживания на ее территории представителей разных национальностей. Важными членами семьи, несомненно, являются дети. Во все времена родители заботились об их здоровье, безопасности, счастье.

Многодетность для крестьян являлась нормой. В соответствии с нынешним законодательством – большинство семей в дореволюционной России были бы многодетными. Иметь троих наследников считалось на Руси «необходимым минимумом». Русская поговорка гласит: «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын!». Наиболее многодетными были русские крестьянские семьи. Это было немаловажно как в большесемейных коллективах, так и в малых семьях. Семья без детей считалась неполноценной, рождение здорового потомства являлось целью брака. Деторождение в традиционных представлениях русских Сибири являлось Богом данным предназначением женщины, обладавшим большой социальной значимостью. В большинстве культур родильно-крестильный комплекс обрядов занимает особое место. Его можно включить как одну из составляющих частей в представления народной традиционной картины мира. Этой проблеме уделяли пристальное внимание как ученые, изучающие семейный быт, так и сами носители культуры. Создаваемая веками практика родовспоможения, ухода за матерью и ребенком имеют этническую (а часто и социально-этническую) специфику и включают в себя рациональные религиозно-магические акты [2].

В брачном выборе большое значение придавали физическому здоровью, в первую очередь невесты. Смотрели «по породе», чтобы не было в семье наследственных заболеваний, калек, душевно больных. «Румяная невеста – хороший брак» бытовала поговорка среди русского населения Западной Сибири. С представлениями о поре, благоприятной для начала осуществления репродукции женщиной, были связаны воззрения об оптимальном возрасте для вступления в брак. Для выходцев из северорусских и уральских губерний, климат которых способствовал более позднему половому созреванию девушек, характерен более поздний возрастной рубеж 17–25 лет. Дородовый период играл значительную роль в этом цикле. Он был направлен на обеспечение скорого зачатия ребенка, легких и благополучных родов и рождение здорового ребенка. Крестьяне осыпали новобрачных зерном, казаки применяли также хмель и мак. Зерно и хмель обладают семантикой плодородия и рождения жизни. Свадебное дерево являлось символом священного родового дерева, одного из центральных мотивов свадебного фольклора. По народному поверью магический характер имело и родительское благословление. Во время ритуала новобрачные становились на вывернутый овечий тулуп – магическое средство обеспечения плодородия женщины у различных народов. Во время свадьбы произносились многочисленные пожелания молодым: «Сколько пеньков – столько сынков, сколько кочек – столько вам дочек», «Полные сени деток». На свадебном столе обязательно должны быть курник и свинина, так как эти животные считались плодовитыми. Постель новобрачным стелила свекровь, как женщина, успешная в материнстве. Считалось, что она передаёт свой успех в деторождении невесте.

Отношение к деторождению как к важному явлению подтверждает и существование у русских восточнославянского традиционного «кодекса» поведения роженицы, призванного уберечь ее от действий, способных навредить ребенку. Если в семье хватало рабочих рук, то её освобождали от тяжелых физических работ. Большинство запретов основаны, главным образом, на магии подобия. Нельзя было сидеть на камне – роды будут тяжелые, шагать через веревку – ребенок в пуповине запутается, шагать через коромысло – ребенок будет горбатым, толкать кошек и собак – у новорожденного будет «собачья старость», щетинка на коже и т.д. Она не должна была целовать покойника, прощаясь с ним, и даже провожать гроб до кладбища. Кроме иррационального смысла во многих запретах присутствовала прагматическая составляющая, в первую очередь, это желание предохранить женщину от испуга, психологического расстройства, какой-либо иной травмы. Аналогичные запреты существовали у большинства народов Среднего Прииртышья. Во время беременности с роженицей проводили различные «гадания», чтобы узнать пол младенца. Рассматривают форму живота: если живот «вострит» будет мальчик, а если «тупой», «круглый», то девочка. Если лицо у беременной худое, осунувшееся, то это к мальчику, а полное и цветущее – к девочке. Просят женщину протянуть вперед две руки. Если она их протягивает вверх ладонями, родится девочка, вниз ладонями – мальчик. Свекровь и тёща делят волосы девушке на 2 части, каждая заплетает косу. Чья мать быстрее заплетёт, тот и родится. Садили молодую женщину на пол, ноги «под себя», потом предлагали встать. Если при вставании она оперлась правой рукой об пол, то первый будет мальчик, а левой – девочка. В последние сроки беременности, желательно перед самыми родами, женщине необходимо было покаяться и причаститься. Оно оказывало благотворное психологическое воздействие, давая столь необходимую во время родовых мучений уверенность в помощи святых. Первородящей указывают, что нужно приготовить заранее. Ей советуют: «Ты старые рубахи не рви на тряпье, сгодятся тебе пошить пеленок на первое время». Считалось, что чрезмерное приготовление может привести к преждевременным родам. Мать могла вышить крестильную простынку, довольно часто она переходила от старшего ребенка к младшему [3].

Родовой период включает в себя непосредственно ситуацию родов. Начавшиеся роды тщательно скрывали. Многие полагали, что и случайное знание о происходящем затрудняет течение родов. Говорили так: «сколько человек знает о родах, столько будет потуг». Особенно неблагоприятно на течение родов сказывалось знание о них молодых девушек и старых дев. Среди многочисленных магических средств, способствующих нормальному процессу родов, основное место занимали действия, совершавшиеся по принципу подражательной магии. Считая, что «всякая замкнутость мешает быстроте родов», развязывали все узелки не только на одежде роженицы, но и у всех домочадцев; распускали роженице волосы, раскрывали все двери, ворота, печные заслонки, шкафы, сундуки. В критических ситуациях обращались к священнику с просьбой раскрыть «царские врата» в церкви (главные врата иконостаса, ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.). На подражательной магии основаны такие действия роженицы как проползание под столом, между ног мужа, под дугой, имитирующие рождение. Магия действия усиливалась и словесными приговорами. Так, например, роженицу поили водой, которой обмывали куриное яйцо, приговаривая при этом: «Как курица яичко скоро сносит, так бы и раба Божья (имя) скоро разрешилась». Присутствие мужа или его определенные действия во время родов облегчают страдания жены и ускоряют роды. Эти действия генетически связано с древним обычаем кувады (обычай демонстрации отцом своей причастности к рождению ребенка). По убеждению крестьян, муки жены могли переходить на него и в результате специальных приговоров знахарок или заблаговременных действий жены. С тем же связан и встречающийся у русских обычай во время родов надевать на мужа юбку роженицы, повязывать ему голову платком жены или заставлять дуть в бутылку (этот прием обычно применялся для вызывания потуг у роженицы). Считалось также, что прикосновение мужа или использование его вещей оказывает роженице помощь. Роды чаще происходили в бане. Это оправдано и с точки зрения народной медицины, так как горячий воздух обладал и определенным антисептическим действием, что создавало благоприятные условия для выживания младенца. Особенно строго следили за этим в среде старообрядцев. Во время схваток рожениц часто водили до тех пор, пока не показывалась головка ребенка. Успешное прохождение родов во многом зависело от умения повивальной бабки [4].

Деревенская повитуха занималась не только принятием родов, она выполняла и первые послеродовые процедуры над ребенком и роженицей, сопровождая их необходимыми магическими действиями. Это были: обрезание пуповины, действия с последом, купание ребенка и роженицы. Одна из основных задач повивальной бабки – защита матери и ребенка от нечистой силы. Для этого они широко пользовались христианской атрибутикой охранительного характера – ладаном, святой водой. Свою заботу о роженице повитуха начинала с того, что зажигала перед иконами лампаду и свечи. Зажигали специально сбереженную венчальную свечку, которая, по поверию, не только способствовала облегчению страданий, но, «смотря по степени веры в ее целительную силу», избавляла от смерти труднорожающую. Вслед за тем повитуха начинала молиться, одновременно молились и муж, и все домочадцы, в трудных случаях муж обходил с иконой вокруг дома. Заговоры повитух обычно включали обращение к различным святым и Богородице. По наиболее распространенной у русских традиции повитуха жила или находилась большую часть времени у роженицы в течение трех дней. Основной ее обязанностью в то время было купание матери и ребенка, а также надзор за тем, чтобы их никто не испортил. В отношениях крестьян к повивальным бабкам большую роль играла вера в магическую связь между ними и принятыми ими детьми. Это определяло выбор повитухи, личные качества которой, поведение, возраст должны были соответствовать определенным требованиям. Повитухой могла быть только пожилая женщина, безупречного поведения, т.е. «не замеченная в неверности мужу».

Профессиональному искусству повитухи была свойственна определенная этика: все свои знания она должна была направлять на сохранение жизни ребенка. Одно лишь подозрение в том, что она тайно занимается абортами, т.е. совершает страшный грех, могло лишить ее практики. Избегали приглашать и таких повитух, у которых свои, а тем более повитые дети, умирали: их нежизнеспособность свидетельствовала не только о недостаточном знании приемов родовспоможения, но и о том, что у нее «тяжелая рука». Дуновение (вдыхание) как средство оживления новорожденного широко известно в народной медицине. Если ребенок рождался слабым, то повитуха дула в уши, темя, рот, нос. В Сибири новорожденному дули в темя, потом в правое, а затем в левое ухо. Темя отдаленно связано с дыханием, о чем свидетельствует обозначение несросшегося темени у ребенка словом «дыхлинка». Если ребенок сразу после рождения не плакал, его встряхивали за ножки, а после бабушка должна была вымыть и «переладить» младенца. При этом она поглаживала ручки, ножки, правила ему головку, чтобы она была ровной. Недоношенных детей парили в птичьем пуху – в коробку насыпали пух, ставили на печь и там новорожденный должен находиться «до срока» (рождения). У старожилов даже существует термин «выпарок» по отношению к таким детям. Данный способ ухода за новорожденным создал одно важное условия для поддержания жизни недоношенного ребенка, а именно создавал температуру близкую к температуре человеческого тела. Если ребенок рождался больным, то с ним совершали обряд «перепекания». Ребенка клали на хлебную лопату и трижды помещали в печь. Символическое значение этого обряда – возвращение ребенка в материнское чрево, а затем новое его рождение. А если дети в семье рождались, но быстро умирали, существовал обычай «продажи». Первого попавшего прохожего зазывали в дом, он отдавал символическую сумму и выносил ребенка через двери, а затем отдавал матери через окно, тем самым обманывая злых духов.

Важное семантическое значение в традиционной обрядности имел и «послед», «детское место», повитуха его собирала, заворачивала в чистую ткань и закапывала где-нибудь в укромном уголке огорода. Захоронение детского места иллюстрирует, по словам Н.Е. Мазаловой, «такую важнейшую функцию родильных обрядов, как обмен ценностями с землей – природной сферой, откуда был получен ребенок», и «необходимо для того, – как отмечает А.К. Байбурин, – чтобы обеспечить новое рождение, сохранить отношения непрерывного обмена между предками и потомками, не людьми и людьми, жизнью и смертью» [3].

Основным содержанием послеродового периода было очищение матери и ребенка, а также поддержание здоровья в начальный период жизни малыша и включение его в сообщество. Встают женщины после родов с постели на третий или четвертый день, как уже было упомянуто все это время повитуха находится в доме. Пребывание повитухи в доме у роженицы требовало, по представлениям крестьянства, обязательного последующего очищения. На большей части расселения русских, в том числе и в Сибири это достигалось при помощи обряда «размывания рук»,совершавшегося, по наиболее распространенной традиции, на третий день после родов. Суть обряда такова: водой, в которую часто добавляли различные, имеющие определенную смысловую нагрузку предметы (крест, монеты). Сначала бабка поливает на руки водой матери, которая три раза намыливает руки новым куском и смывает их, а затем наоборот. Мать и бабка взаимно просили прощения и одновременно вытирали руки новым полотенцем, которое потом забирала повитуха. Исполнение этого обряда давало частичное очищение роженице и позволяло повитухе идти принимать следующего ребенка. На третий – четвертый день после родов к молодой матери приходили женщины с гостинцами. Этот обычай, известный под названием проведок, у русских повсеместно. Его можно рассматривать как пример нетрудовой взаимопомощи внутри семьи и общины. Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому [4]. Крещение старались провести в течении последующих двух-трех недель. До проведения обряда выбирались крестные (в Западной Сибири их часто называют Лелями, и кум и кума по отношению к друг другу и родителям ребенка). Кум должен купить крест и заплатить за крещение, а кума должна сшить крестильную рубашку и поясок к ней. На крещении присутствовали близкие родственники, друзья, обязательно повитуха.

Важной частью обрядового комплекса крещения является имянаречение ребенка. Имени придавалось большое значение, так как по народным представлениям имя было тесно связано с судьбой человека, в известном смысле предопределяло ее. Имянаречение соединяло в себе необходимость продолжения рода, культ крестных, почитание христианских святых и церковных календарных праздников. В некоторых местах до обряда крещения ребенку давали временное имя, которое иногда превращалось во внутрисемейное имя и существовало параллельно с крестильным именем. Кроме того существовали запреты, например, нельзя было называть ребенка именем живущего родственника, по поверью это приводит к смерти одного из тесок. Нельзя называть именем ранее умершего ребенка» младенец может унаследовать судьбу ушедшего из жизни. Вместе с тем повсеместно был распространен обычай называть детей именами умерших бабушки или дедушки. Особое значение выбору имени придавалось в тех семьях, где дети не выживали. Чтобы этого не случилось, давали имена, которые по представлениям могли отпугнуть или обмануть смерть и злых духов: Гороян (от горя), обманными именами были Бык, Ветка, Волк и т.д. Имя становилось оберегом для ребенка. Почетными гостями были крестные и повитуха, которым дарили подарки, а те в свою очередь дарили подарки крестнику. В конце застолья повитуха приносит кашу рисовую на молоке, просяную или какую-либо другую. Все сидящие за столом должны попробовать этой каши, бабка часто всех присутствующих угощает и вином в рюмке на тарелочке, после того как вино выпито на блюдце кладут деньги «Бабке на кашу». Это последний обряд, связанный с действиями повивальной бабки, и он же завершает цикл родильно-крестильной обрядности в целом.

Существует несколько версий появления души: при зачатии; при первом шевелении, где произойдёт шевеление – в том успешно дитя и будет; при рождении; при первом смехе, если новорожденный начинает смеяться, это означает, что в нем народился младенческий дух... Младенческий дух зовется «жиренький». Чужому ребенка не показывают, так как «жиренький» этого не любит. Смех ребенка связан с ангелами, которые принесли ему душу; при крещении, священник вдыхает в малыша душу. Крестьянские обряды, связанные с рождением и первыми годами жизни ребенка, представляют собой комплекс мероприятий, направленных на придание ему «человеческих» качеств («правильная» форма тела, способность видеть, слышать, говорить и т. п.). До совершения подобных ритуалов новорожденный воспринимается как существо, не принадлежащее к миру людей, или как «недоделанный», «неоформленный» человек. В деревенской культуре русских представления о крещении связываются не столько с религиозной, сколько с социальной идентичностью: слово «крещеный» используется для обозначения принадлежности к миру людей как таковому [5].

Такое множество обрядов и приготовлений, связанных с рождением ребенка обусловлено, к сожалению, большой смертностью младенцев. Обильная репродуктивность, а в средние века нормой было 3 и более детей в семье, связана с низким уровнем медицинского вмешательства, обеспечения людей квалифицированной помощью. В XIXвеке обобщающий результат по 50 губерниям Европейской России – 271 ребенок (до 1 года) умер на 1000 родившихся [6]. Впервые методы противодействия высокой детской смертности стали появляться при Екатерине II – прививки против оспы. К сожалению, на тот момент медицинская помощь была доступна лишь привилегированным слоям населения. На данный момент прививки используются повсеместно и доступны всем. Устанавливались законы, регулирующие возраст вступления в брак. По указу Петра I о единонаследии брачный возраст определен для мужчин 20 лет, а для женщин – 17. С отменой указа эта норма утратила силу. В 1774 г. Синод предписывал духовенству разведывать, «чтобы они возраст имели, юноши не менее 15 лет, а девицы 13 лет». Возраст, назначенный этим указом, в XIX в. был признан чрезмерно низким, и в 1830 г. уже не церковным, а государственным законом были установлены новые сроки: «Запрещается вступать в брак лицам мужского пола ранее восемнадцати, а женского – шестнадцати лет от рождения». Также многочисленность крестьянских семей обуславливалась нуждой в рабочих руках. Климатические условия накладывали свой отпечаток на семейное благополучие крестьянской семьи. Одной семье было достаточно тяжело содержать престарелых родителей, поскольку имея 2.5 десятины, по данным князя Щербакова, средняя семья жила впроголодь. Поэтому родители могли быть уверены в гарантированном куске хлеба в старости только в том случае, если поднимали на ноги несколько детей – будущих своих кормильцев.

В XVIII, середине XIX веков демографическое положение было стабильным. Рождаемость составляла 50 человек на тысячу [7]. В начале 20 века демографы считали, что планете грозит перенаселение. Россия, на тот момент была по уровню населения на одном из первых мест, имела серьёзные основания для беспокойства. Однако, спустя несколько десятилетий, произошла саморегуляция. Революция, война, голод, репрессии не могли пройти бесследно. Изменялись люди, изменялись ценности. В конечном итоге, желание и надобность заводить многочисленную семью ушло в прошлое. К сожалению, власти слишком поздно забили тревогу:

– Первые попытки повлиять на ситуацию были в 1944 году. Президиум учредил орден «Мать-героиня», вручавшийся женщинам, воспитавших 10 и более детей.

– Такая распространённая медицинскаая операция, как аборт, раньше считавшаяся нормой, стала незаконной.

– Государство делало первые шаги навстречу многодетным семьям: увеличение суммы выплат за ребёнка и алиментов, увеличение количества ясель и детских садов, школ.

В настоящее время многодетность гораздо более редкое явление, в связи с высоким уровнем медицины и условий для жизни потребности в рождении большого количества детей нет. С точки зрения закона, в России многодетной считается семья, в которой три и более детей возраста до 16 лет (до 18 лет при условии, что ребенок обучается в общеобразовательных учебных заведениях). В это количество детей входят не только родные, но и усыновленные (в том числе падчерицы и пасынки). На данный момент всего в России около 50 млн семей, из них многодетных – всего 6–9% (по разным источникам), причем по большей части (более 70% многодетных семей) это семьи с тремя детьми. Семей же с большим количеством детей крайне мало.

1. Совершенно очевидно, что многие элементы родильной обрядности возникли в древнее время, возможно еще до введения христианства на Руси, и в разной степени испытали влияние новой религии.

2. Ряд обрядовых действий и соответствующих представлений возникли на основе укрепившегося христианского мировоззрения, но носили неканонический характер, являясь плодом народного религиозного воображения, народного православия.

3. Совершение канонических христианских обрядов и соблюдение мирянами религиозных предписаний относительно их поведения в религиозно-обрядовой и религиозно-бытовой жизни за несколько веков существования христианства обрели этническую и региональную специфику.

4. Безусловно, обрядово-магическая деятельность сочеталась с рациональными действиями, основанными на народном практическом опыте и медицинских знаниях, передаваемых устно из поколения в поколение.

5. На данный момент традиции, связанные с появлением ребёнка на свет, имеют лишь религиозный характер, так как все необходимые медицинские действия выполняет квалифицированный персонал.

6. В связи с улучшением качества жизни надобность в многодетных семьях отпала, с точки зрения эволюции. Младенческая смертность значительно снизилась.

Список литературы

1. Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. ‒ 2000. ‒ № 10. – С. 61‒67.

2. Брак и семья у народов Сибири [Электронный ресурс] // Российский этнографический музей: [сайт]. URL: http://www.ethnomuseum.ru/brak-i-semya-u-narodov-sibiri (дата обращения 24.04.2017).

3. Александров В.А. Этнография русского крестьянства Сибири XVII ‒ середина XIX в. ‒ М., 1981. ‒ 269 с.

4. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры : сб. ст. / сост. Е.А. Белоусова; отв. ред.С.Ю. Неклюдов – М.: Издательский центр Российского гос. гуманитарного университета (РГГУ), 2001 . – 319 с

5. Особенности существования крестьянской семьи в Сибири в конце XVIII‒XIX вв. [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека онлайн: [сайт]. URL: http://studbooks.net/1074777/kulturologiya/osobennosti_suschestvovaniya_krestyanskoy_semi_sibiri_kontse_xviii (дата обращения 24.04.2017).

6. Детская смертность в царской России[Электронный ресурс] // Вопросик ‒ Блог новостей и ответов на насущные вопросы: [сайт]. URL: http://voprosik.net/detskaya-smertnost-v-carskoj-rossii/ (дата обращения 24.04.2017).

7. Колесников А.Д. Темпы и источники роста населения Западной Сибири в XVIII–XIX вв. // Освоение Сибири в эпоху феодализма. ‒ Новосибирск, 1968. ‒ Вып. 3. ‒ С. 225–238.

Источники

1. Зверев В. А. История Сибири : учеб. пособие для 8 кл. Ч. 2 : Сибирь в составе Российской империи / В. А. Зверев, А. С. Зуев, Ф. С. Кузнецова. ‒ Новосибирск : Инфолио, 2006. ‒ 369 с.

2. В Омской области на треть выросло число многодетных семей [Электронный ресурс] // «Твой Омск» ‒ информационное агентство: [сайт]. URL: http://omskregion.info/news/18378-v_omskoy_oblasti_na_tret_vroslo_chislo_mnogodetnx_/ (дата обращения 24.04.2017).

3. Крестьянский брак и семейные обряды [Электронный ресурс] // Удивительные места мира: [сайт]. URL: http://www.welcomeplaces.ru/ldns-321-1.html (дата обращения 24.04.2017).

4. Русские многодетные семьи. Старинные фото [Электронный ресурс] // Московские прихожане храма Новомучеников: [сайт]. URL: http://rpczmoskva.org.ru/istoriya/russkie-mnogodetnye-semi-starinnye-foto.html (дата обращения 24.04.2017).

     

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»