Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



И.В. Чернова

ОДЕЖДА ОДНОДВОРЦЕВ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ*

 

В представленном обзоре мы остановимся на «классических» образцах и элементах костюма однодворцев Воронежской губернии. Как отмечает С.П. Толкачева, – один из крупнейших специалистов по истории изучения традиционного костюма русского населения в Воронежском регионе, – в различных элементах одежды отразились особенности формирования населения исследуемой территории: пестрота этногруппового и социального состава, приграничное положение. Однодворцы в ряде районов Воронежской губернии вплоть до 1950-х гг. сохраняли некоторые особенности в традиционном комплексе одежды. Об этом свидетельствуют собранные сотрудниками Воронежского областного краеведческого музея 

экспедиционные материалы: фотографии, описания костюма и его деталей, материальные образцы1. В настоящее время исследователи имеют возможность территориально соотнести локальные варианты традиционной культуры однодворцев («талагаев», однодворцев – «ягунов» и «цуканов) с определенными населенными пунктами, что облегчает сбор информации об одежде.

Как отмечает П.Д. Пономарев, праздничная одежда по своему крою не отличалась от повседневной, различия фиксировались лишь в декоре: праздничная одежда была более эффектно декорирована вышитыми и вытканными узорами. В регионе бытовало два комплекса женской одежды: женщины носили понёвный тип, девушки – сарафанный. Полный набор поневного комплекса состоял из поневы, рубахи, запана, завески или фартука, покромки, гаруса, одного-двух монистов и каскада бус, серег-янтарников и пушков, головных уборов: кички или сороки, кокошника, комплектов платков, шалей и подшальников – корсетки или летника, шубы дубленой или крытой, куцки или куцынки и набора обуви2.

Сарафанный комплекс по яркости, цветовой яркости и богатству украшений был несколько беднее женского, но не менее красив. Он состоял из черного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора – клеенки, которую в некоторых местах называли обручем, набора платков, подшальников и шалей, набора обуви, перешитой шубы, корсетки, куцки, летника, нашейных украшений: кругового и висячего мониста, или гирбатки, лопуха и каскада стеклянных бус3.

Мужская одежда, как и женская состояла из комплекса нескольких предметов и аксессуаров. В комплекс входили рубашка-косоворотка, портки великорусского типа, коротай, халат, шуба, полушубок и тулуп, грешневик, малахай и треух, шапка-куркуль, шапка вязаная, шарф и картуз, башлык, грибатка, гарус, сапоги с отрезными головками, сапоги-вытяжки, валенки, сапоги хромовые, пояса разные4.

Исследователи отмечают разнообразие локальных вариаций женского костюма в среде однодворцев Воронежской губернии, однако, объединяющим мотивом большинства комплексов служило использование клетчатой и полосатой пониточной ткани, именуемой в Воронежской губернии «волосень». Шерстяная ткань, полученная от сочетания цветных ниток основы и утка, употреблялась для изготовления понев, верхней одежды, а также шла на изготовление «нагрудников» – туникообразной женской одежды5.

Однако, у однодворцев в Задонском и Воронежском уездах, в качестве нагрудной одежды бытовала «пузатка» (рис. 1). Ее шили из белой домотканой льняной или конопляной ткани с бранным рисунком. Между передним и задним полотнищем нагрудника вшивали от 2 до 7 клиньев, расширяющихся к низу. Разрез ворота был круглый, посередине спинки внизу делали короткий или длинный разрез, который украшали вышивкой или тесьмой. Длинные рукава, скошенные к кисти, собирали сборками у плеча6.

Кроме того, пониточная ткань использовалась и для изготовления, пожалуй, самого известного элемента женского однодворческого костюма – полосатой юбки из красного домотканого сукна. Как отмечает Н.И. Лебедева, такие юбки были заимствованы бывшими помещичьими крестьянами у однодворцев из близлежащих деревень лишь после Первой мировой войны, когда «стали бросать поневы». Похожие между собой юбки имели, например,  бывшие казенные крестьяне дер. Старое Меловое  и однодворцы с. Ксизово (рис. 1). Богатые крестьянки имели в некоторых селах целые мешки домотканых юбок. Носить их перестали только в 1930 г.

Интересным элементов одежды однодворцев Воронежской губернии является душегрея, появление которой в комплексе одежды однодворцев объясняется многими исследователями влиянием населения из центральных и северо-западных районов (рис. 2).

Традиционно, наиболее ранние сведения об одежде Воронежского края можно почерпнуть из письменных источников XVII–XVIII веков – описей имущества, судебных исков и жалоб. Но в них, как правило, перечисляются лишь названия деталей костюма и ткань, из которых они изготовлены. Подобная ситуация фиксируется также и на территории Омского Прииртышья.

Большой вклад в этнографическое изучение края внес советник Воронежского губернского правления Николай Иванович Второв.

В середине XIX века в докладной записке воронежскому губернатору Н.П. Синельникову «О проекте создании будущего музея», он среди прочих выделил этнографический отдел с обязательным представлением образцов народной одежды. Будучи человеком широких интересов, Второв и сам уделял большое внимание этнографическим исследованиям.

Н.И. Второвым и его соратниками был собран богатейший материал, вошедший в «Этнографический альбом». Основу альбома составили снятые с натуры 49 портретов жителей 30 местностей Воронежской губернии. Альбом был дополнен великолепными рисунками С.П. Павлова, изобразившего с большой тщательностью жителей края в характерной для их местности одежде. Научное значение альбому придавало приложение с подробнейшим описанием костюмов, историческим очерком о заселении края и статистическо-этнографическими замечаниями о населении губернии7.

Фрагмент данного альбома представлен на рисунке 3. Он, на наш взгляд, позволяет проиллюстрировать многообразие элементов в комплексах одежды, а также составить представление о головных уборах, бытовавших  в исследуемом регионе. В качестве примера можно привести описание костюма однодворок села Спасское (Супруновка) Воронежского уезда, сделанное 3.C. Соколовой: «Супруновцы являлись все в кисейных, мушками или другим узором рубашках, воротники с накрахмаленными кружевами в четверть шириной. На шее широкая цветная лента, пунцовая, желто-зеленая, оранжевая вершка в 3 шириной, спускавшаяся до пояса и завязывавшаяся бантом почти у всех, а у Никольских как исключение.

По несколько ниток разноцветных хрустальных гранатов, по 3 нитки дорогих янтарей. Юбки шелковые, тканные по коричневому серебром и золотом букетами, или полосатые, шелковые, красными и зелеными полосами и по полосам тканые цветочками. Рубашки у кистей и кисейной оборки перевязывались ткаными лентами, гаруса на шее были унизаны бисером в рисунок. Вокруг талии – широкий, яркий домотканый кушак с узором, концы вышитые шерстью цветами, до подола юбки с левой стороны висела лента широкая. Кокошники, как жар, горели и покрывались поверх шелковыми цветными платками, тоже вытканными золотыми и серебряными цветочками, концы под подбородком торчали, как уши. На ногах разукрашенные пуговками и лентами коты – род туфель с золотыми подковками. Икры обматывались черными бархатными полосами. В руках белый сложенный платочек с кружевами:

– Нечто мы так можем! – качая головой и вздыхая, говорили наши Никольские.

– И платочки-то обряжены кружевами! Сколько денег на все надо!

Если не тканые платки, то ярко-желтые гладкие платки покрывались или у многих, кисею накидывали на кокошник до полу. Девчонки, конечно, были без кокошника, в платках, некоторые обвязывали лоб лентой, концы которой позади висели и накрывались кисеей до полу.

Девушки заплетали косы в 8–12 прядей, и в конец вплеталась цветная лента. Косы в большинстве случаев были толстые, прекрасные. Бабы надевали кисейные рубахи под душегрейки без рукавов, с парчовыми проймами или отделанные галунной золотой тесемкой. Покрыты были шторной материей разных цветов. Были больше темно-розовой, малиновой или из парчи с вытканными цветами, или вся золотая... Были многие душегрейки из золотой парчи»8. Проиллюстрировать нам его поможет рис. 4

Таким образом, отметим наличие большой степени вариативности при наличии двух основных комплексов в традиционном однодворческом костюме в Воронежской губернии. Сохранение групповой специфики наблюдается в основном в женских вариантах костюмов. Кроме того, начиная с конца XIX до первой четверти XX в. мы наблюдаем заимствование некоторых элементов костюма однодворцев Воронежской губернии местными крестьянами. 

––––––––––––––––––––––––––––––

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-31-01018а1 «Однодворцы в Западной Сибири: стратегии социокультурной адаптации локальных групп».

Примечания

1. Толкачева С.П. Народный костюм Воронежской губернии конца XIX – начала XX вв. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. – С. 6

2. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. Краеведческое издание. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1994. – С. 9–10.

3. Там же. – С. 13.

4. Там же. – С. 20

5. Лебедева Н.И. Научные труды // Рязанский этнографический вестник. – Рязань, 1996. – Т. 2. – С. 32.

6. Толкачева С.П. Указ. соч. – С. 194.

7. Там же – С. 6.

8. Там же. – С. 195.

 

Иллюстрации

Рис. 1. Женский праздничный костюм с нагрудником «пузаткой». с. Ксизово Задонского уезда Воронежской губернии, конец XIX – начало XX в. Экспозиция выставки Воронежского областного краеведческого музея. Фото предоставлено С.П. Толкачевой.

Рис. 2. Женский праздничный костюм с «душегреей осенней», с. Никольское Воронежского уезда Воронежской губернии, конец XIX – начало XX в. Экспозиция выставки Воронежского областного краеведческого музея. Фото предоставлено С.П. Толкачевой.

Рис. 3. «Поселяне» Типы крестьян Воронежской губернии. Рисунок С. П. Павлова. Опубликовано в: Русский художественный листок. – СПб.: Издательство Тимме, 1861–1862 гг.

Рис. 4. Традиционный костюм молодой женщины с. Спасское Воронежского уезда Воронежской губернии, конец XIX – начало XX в. Экспозиция выставки Воронежского областного краеведческого музея. Фото предоставлено С.П. Толкачевой.

    

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»