Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты



А.А. Крих

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ОДНОДВОРЦЕВ В ОМСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.:
ПРАКТИКА И ПЛАНЫ*
 

Составной частью процесса реформирования государственной деревни в Европейской России в первой половине XIX в. было переселение крестьян в Сибирь. Первые шаги в этом направлении были сделаны М.М. Сперанским, подробно изучавшим материалы о ссылке и пришедшим к выводу о неэффективности этого метода колонизации Сибири. 10 апреля 1822 г. принимается указ «О дозволении казенным крестьянам переселяться на земли сибирских губерний», действие которого распространялось лишь на государственных крестьян малоземельных губерний.

В результате выполнения данного указа на землях Сибирского казачьего войска Пресногорьковской линии поселяются крестьяне и однодворцы из Курской и Воронежской губерний, которые селятся в деревнях Воскресенской, Ершовке, Нижне-Алабужской, Филиповой и Успенской Петропавловского уезда1. В 1827 г. на жительство в Петропавловский уезд Омской области собирались отправиться 1302 души мужского пола однодворцев из Нижнедвинского и Землянского уездов Воронежской губернии. Однако в дальнейшем 31 однодворец со своими семьями от переселения отказались, 36 душ мужского пола в ходе переезда остались в Оренбургской губернии2 и еще 28 однодворцев по приезду в Петропавловский уезд вернулись обратно в Воронежскую губернию, т.к. не смогли найти для себя пригодных к заселению земель3.

За период с 1822 по 1833 гг. в Омской области было наделено землей 4841 чел. м.п., но около 32% оказались недовольны выделенными участками и самовольно выехали в Оренбургскую губернию. Среди переселенцев, получивших наделы в Омской области, 75% составили выходцы из Воронежской и Курской губерний4.

В крестьянском состоянии эти переселенцы проживали на линии военных укреплений до 1847 г., после чего были зачислены в казаки.

В первой половине XIX в. однодворцы занимали промежуточную позицию в социальной структуре населения России между дворянами и государственными крестьянами, а часть однодворцев являлась владельцами крестьян, получивших название однодворческие. По материалам VIII ревизии населения, проходившей в 1833–1834 гг., в России насчитывалось 10877 человек мужского пола однодворческих крестьян, в том числе 8 крестьян принадлежало однодворцам, переселившимся в Омскую область5.

Однодворческие крестьяне проживали вместе со своими владельцами на однодворческих землях, а иногда в одних с ними домах. По закону они не могли быть продаваемы представителям других сословных групп, а только таким же однодворцам, но, при этом, управляющий V отделением Собственное Его Императорского Величества канцелярии П.Д. Киселев по сути рассматривал однодворцев в качестве крестьянского населения. В своем письме от 31 октября 1851 г. к управляющему II отделением Собственной его Императорского Величества канцелярии статс-секртарь Д.Н. Блудову П.Д. Киселев писал: «Неприличие подобного рода владения побудило Правительство принять меры к уничтожению его; но что бы сделать менее недовольных, положено было сначала предложить однодворцам уступить своих крестьян добровольно в счет недоимок с доплатою остающейся суммы из особо ассигнуемых сумм из Государственного Казначейства»6.

Часть однодворцев, представители которых дослужились до офицерских чинов, вошла в состав безземельного и мелкопоместного дворянства, охарактеризованного в 1844 г. сенатором Ф.А. Дурасовым как «…класс… людей, снискивающих себе пропитание, между прочим, чрез сочинение ябеднических просьб и других бумаг…»7. Сенатором было предложено неслужащим дворянам Курской губернии разрешить переселяться в Оренбургскую губернию на линии военных укреплений и отводить каждому мужчине по 104 десятины, с условием не отчуждать и не дробить между членами семьи. В качестве средства мотивации, в случае если однодворцы отказались бы переселяться, предлагалось записать их в податное сословие, пока они не возобновят прав дворянства на государственной службе. По мнению Ф.А. Дурасова, поселение однодворцев на Киргизской линии «введет в страну, почти необитаемую народонаселение, Православную веру и Русский язык»8. Д. Н. Блудов поддержал идею переселения однодворцев на пограничные линии для несения военной службы, заметив только, что поселять их можно не только в Оренбургской губернии, но и в Западной Сибири: землю давать в собственность по 100–150 десятин с обязанностью водвориться, землю не отчуждать никому, кроме своих прямых наследников по нисходящей мужской линии, с сохранением дворянских прав и преимуществ служить в казачьих войсках; по выслуге лет прибавлять еще земли (100–150 десятин) в пожизненное пользование. Таким образом создавалась бы группа «служилых дворян» из которой в последствии, по далеко идущим планам чиновников, можно было бы создать особые полки, с наименованием «земского» или «пограничного дворянского войска».

Как показала дальнейшая практика, переселение однодворцев в Сибирь способствовало размыванию этой сословной группы, поскольку в сибирских деревнях их приписывали либо к крестьянству, либо они попадали в состав сибирских казаков.

––––––––––––––––––––––––––––––

*Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-31-01018а1 «Однодворцы в Западной Сибири: стратегии социокультурной адаптации локальных групп».


Примечания

1. Исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 16. Оп. 2. Д. 64. Л. 163– 163 об, 164 об; Д. 145. Л. 169, 238 об, 269 об, 291 об, 512 об.

2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1285. Оп. 1. Д. 215. Л. 1–19.

3. РГИА. Ф. 1285. Оп. 1. Д. 215. Л. 1–19.

4. Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. – Новосибирск, 1982. – С. 170.

5. РГИА. Ф. 1589. Оп. 4. Д. 21. Л. 3.

6. РГИА. Ф. 1589. Оп. 1. Д. 1034. Л. 44 об. – 45.

7. Там же. Л. 68 об.

8. Там же. Л. 69.

   

© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»