Карта сайта
Поиск по сайту


Rambler's Top100

Юбилеи Сибирского филиала | Сибирский филиал Института наследия | Культура Сибири | Краеведческая страница | Библиотека сайта | Авторский взгляд | Журналы Сибирского филиала Института наследия | Контакты
История Сибирского филиала | Научные конференции и семинары Сибирского филиала | Научные издания Сибирского филиала | Библиография трудов сотрудников | Архив страницы




М.Л. Бережнова, С.Н. Корусенко

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР ОМСКИХ ЭТНОАРХЕОЛОГОВ

XIII Международный научный семинар «Интеграция археологических и этнографических исследований», посвященный 170-летию со дня рождения Ч.Ч. Валиханова и 100-летию со дня рождения В.Н. Чернецова, состоялся в Омске 20–21 октября 2005 г. «Родина» семинара – безусловно, Омск. Но семинар не часто проводится дома. В его истории таких случаев было всего пять из тринадцати: 1993–1995 гг.; 2003 г., когда он проходил в рамках V Конгресса этнографов и антропологов России, и нынешний, 2005 год. Остальные семинары проводились в разных городах России (Новосибирск, Уфа, Санкт-Петербург, Москва, Владивосток, Нальчик, ХантыМансийск) и г. Алматы (Республика Казахстан).

Организаторами семинара являются омские археологи и этнографы, работающие в русле нового научного направления – этноархеологии, и представляющие Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН, Омский государственный университет, Сибирский филиал Российского института культурологии. Соорганизаторами последних двух семинаров выступали также Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова (Казахстан, Алматы) и Красноярский государственный педагогических университет им. В.П. Астафьева.

Мы не ждали много иногородних гостей, но тем не менее приехали ученые из Барнаула, Кургана, Новосибирска, Томска и Улан-Удэ. Перед началом работы семинара с приветственными словами выступили от Омского государственного университета – проректор по научной работе В.И. Струнин и от Омского научного центра СО РАН – член Президиума ОНЦ Н.А. Томилов.

Дисциплинарная организация этноархеологии как науки только намечается. Так, имеются сектор этноархеологии в Институте этнологии и антропологии РАН (Москва), небольшие группы по этноархеологии в Сибири (Кемерове, Омске, Сургуте, Томске) и других регионах России (даже сведения по ним еще не обобщены) и небольшое число специалистов, работающих почти в одиночку в области этноархеологии. Также недостаточна частота и плотность взаимодействия между учеными. Проблемы этноархеологии обсуждаются на разных международных, российских и региональных научных конгрессах, конференциях, семинарах и симпозиумах, проводимых в России. Омские ученые связывают надежды на укрепление связей внутри научного сообщества на проведение ими в разных научных центрах страны ежегодного международного научного семинара «Интеграция археологических и этнографических исследований», который фактически является форумом, объединяющим специалистов в этой области. Периодически в работе семинара принимают участие специалисты из других стран – Азербайджана, Венгрии, Германии, Испании, Казахстана, Кыргызстана, Китая, Монголии, России, США, Таджикистана, Турции, Украины, Японии.

Наибольшее число докладов в 2005 г. заявили ученые из центров, в которых давно и стабильно развиваются этноархеологические исследования: Омск (19 докладов), Новосибирск (7), Владивосток (6), Ижевск (4), Улан-Удэ (4), Барнаул (3), Анадырь (2), Кемерово (2), Курган (2), Томск (2). В программу семинара были включены также доклады ученых из Йошкар-Олы, Казани, Краснодара, Магадана, Перми, Санкт-Петербурга, Сургута, Тобольска, г. Пущине (Московская область), г. Актау (Республика Казахстан). Большая часть конкретных исследований «привязана» к местам проживания исследователей, но из этого положения есть некоторые исключения. Так, понятен интерес исследователей из Приморья к изучению корейских и китайских древностей, поскольку в этом крае значительно количество этих памятников. Но также центром востоковедческих исследований является и Новосибирск, где изучение восточных культур сосредоточено в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.

В целом ряде публикаций и в докладах на международных научных семинарах «Интеграция археологических и этнографических исследований» омские этноархеологии уже не раз декларировали свои теоретические установки в области археолого-этнографических работ по изучению проблем культуры и социума. Сейчас считается, что объект этноархеологии составляют социокультурные системы с их сложной структурой и связями, конструируемыми или реконструируемыми путем интеграции археологического и этнографического познаний. Предмет этноархеологии в общем виде составляют свойства социокультурных явлений отражать историческую действительность и исторические процессы, а также свойства сопряжения этих явлений в одну систему, которые позволяют конструировать или реконструировать социокультурные системы прошлого, их внутренние функциональные связи и взаимоотношения с другими системами. Основой конкретных исследований в области этноархеологии является конструирование (по-другому: моделирование) социокультурных этнографо-археологических комплексов (ЭАК). Соответственно, в структуре этноархеологии следует выделять методологию и теорию конструирования и истории моделей прошлого (этносоциокультурных систем), историографию интеграции археологии и этнографии, этноархеологическое источниковедение, методику конструирования и реконструкции (для более ранних периодов истории человечества) моделей прошлого и фактические (эмпирические) исследования методами этноархеологии социумов и культур разных исторических эпох и их динамики.

Несмотря на то, что не все исследователи разделяют эти теоретические положения, анализ докладов семинара 2005 г. показывает, что в целом именно такое структурирование этноархеологического знания определяет тематику научных исследований. Всего на семинар 2005 г. было заявлено 60 докладов. Из них теоретическим проблемам было посвящено 4 доклада, историографии и истории этноархеологии – 9; методике этноархеологических исследований – 9.

Так как семинар был посвящен двум выдающимся отечественным ученым – Ч.Ч. Валиханову и В.Н. Чернецову, то несомненный интерес вызвали доклады А.В. Жука «Ч.Ч. Валиханов как археолог» и «В.Н. Чернецов и тарская коллекция древностей». В методическом отношении важными являются доклады Г.Г. Кравченко и А.И. Бобровой «Геоинформационные технологии в исследовании археологических памятников II тыс. н.э. Томско-Нарымского Приобъя», П.В. Орлова и Л.В. Татауровой «Ландшафтные модели в археологических реконструкциях», в которых рассматриваются методика применения геоинформационных технологий и возможные варианты использования в научных исследованиях полученных данных.

Наибольшая часть докладов имела конкретный характер, но следует отметить, что ряд из них содержал принципиально важные положения для дальнейшего развития этноархеологических исследований в целом.

Исследователи довольно часто обращаются к анализу поселенческих и погребальных комплексов, что легко объяснимо в теоретическом аспекте, поскольку эти материалы легче других можно исследовать в историко-сравнительном плане. На семинаре 2006 г. были представлены доклады о городищах, расположенных на территории Среднего Прииртышья (доклады К.Н. Тихомирова и В.В. Гайко, М.А. Корусенко и В.В. Михалева). На основе этнографических материалов с обращением к письменным и археологическим источникам был подготовлен доклад И.И. Назарова о традиционных поселениях кумандинцев. Методике изучения поселений в этнографо-археологических исследованиях был посвящен доклад Е.В. Титова (Россия, Омск).

Различные аспекты погребального обряда были рассмотрены в докладах Е.Д. Жамбалтаровой, М.Л. Бережновой и А.В. Минина, М.А. Корусенко и В.В. Мерзликина. При этом обращает на себя внимание тот факт, что если несколькими годами раньше в центре внимания ученых оказывались материальные компоненты погребального обряда, то теперь центральными темами становятся проблемы духовного осмысления обряда, его символической наполненности. Именно при таком аспекте рассмотрения темы возможности этноархеологии проявляются наиболее полно.

При разработке отдельных тем уточняется методика этноархеологических исследований в целом. Сейчас апробированы два пути сопоставлений: с опорой на археологические материалы, когда этнографические данные используются в основном как материал реконструкций и создания моделей, и второй, обратный по отношению к первому: этнографические материалы являются основой для интерпретаций собранного вещевого материала.

Семинар «Интеграция археологических и этнографических исследований» 2006 г. показал, что важное внимание ученых стали привлекать темы обобщающего характера, когда проводится анализ социокультурной ситуации в определенном регионе или этнической группе в целом – например, доклад А.И. Бураева «Археология, этнография и антропология Циркумбайкалья (проблемы комплексного исследования этнической истории)».

Все чаще в сферу этноархеологических исследований проникают популярные в науке гендерные исследования, спецификой которых является сопряженность с вопросами возрастной структуры обществ. К этим докладам можно отнести сообщения А.А. Кильдюшевой «К вопросу о методе исследования универсалий: возраст и возрастное деление» и «Пол как критерий социальной стратификации», а также доклад П.К. Дашковского «Археологические, этнографические и письменные источники как основа реконструкции половозрастной структуры кочевников Горного Алтая пазырыкского периода».

Разработке относительно новых для этноархеологии проблем были посвящены доклады М.Н. Тихомировой «Домашние животные и птицы в пищевых приношениях татар Западной Сибири» и Ю.И. Ожередова «Сакральные предметы сибирских татар по материалам фольклора: плеть». Эти работы основаны на данных этнографии с привлечением археологических материалов, и убедительно показывают, что многие проблемы культурогенеза возможно решить методами этноархеологии.

Всего на семинаре было сделано 28 докладов, которые вызвали большой интерес собравшихся – было задано более 100 вопросов и неоднократно на заседаниях вспыхивали дискуссии. К началу семинара был выпущен
очередной сборник научных трудов из серии «Интеграция археологических и этнографических исследований» (Гл. ред. НА. Томилов, отв. редакторы М.Л. Бережнова, М.А. Корусенко. – Омск, 2005. – 228 с.).

Таким образом, проведенный семинар «Интеграция археологических и этнографических исследований» показал, что становление этноархеологических исследований в России идет вполне успешно, накоплен значительный фактический материал, актуальны исследования в области теории и методологии этноархеологических исследований, развиваются новые направления исследований. Все основные проблемы российской этноархеологии были обсуждены на семинаре. Участники семинара отметили значительную роль этого научного форума для развития этноархеологии в России.


© Сибирский филиал Института наследия, Омск, 2009–2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ
Финансовая поддержка: РГНФ, проект 12-01-12040в
«Информационная система «Культурные ресурсы Омской области»